Альтернативные методы психической самозащиты. Психологическая защита Методы психологической самозащиты

Затрону важную тему женской самозащиты при столкновении с агрессором. Будучи девочкой, тяжело перешагнуть через вживляемую социумом женскую роль. Будь нежной, красивой, чувственной и податливой. Прекрасные качества, но при столкновении с агрессией они только усугубляют ситуацию. Из-за того, что мы слабее, мы не можем дать отпор мужчинам физически и впадаем в ступор. При этом мы теряем последнюю возможность хоть как-то повлиять на ситуацию с помощью психологических техник.

Мы прожили всю свою жизнь в обществе, где яркое проявление эмоций считается слабостью, ведь человек обязан уметь железно контролировать свои чувства. Если же эмоциональный вулкан вдруг прорывается, то человек получает нелестные прозвища «слабый», «бесхарактерный» или даже «больной». Мы же предпочитаем игнорировать и купировать сильные эмоции, как у себя, так и у других людей.

Именно поэтому мы теряемся при встрече с реальным агрессором, каменеем и впадаем в ступор. Тем самым мы лишаем себя последней возможности сопротивляться. В школе не рассказывают, что надо делать при встрече с насильником или убийцей, и мы теряем драгоценные секунды. Хотя есть эффективные психологические способы остановить человека, пусть и на пару секунд.

Разрыв шаблона

По Эриксону «разрыв шаблона» – это техника введения человека в шоковый транс с помощью целенаправленного прерывания автоматизированного действия. Второй способ разорвать шаблон — это тактика смешения. Например в быстром темпе даются взаимоисключающие друг друга инструкции, которые невозможно выполнить.

Другими словами, необходимо пойти против ожидаемой реакции. Какое поведение ждёт насильник от своей жертвы? Слёз и страха, возможно даже физического сопротивления, именно на это он и рассчитывает. Первое, что необходимо сделать женщине – вызвать к себе отвращение и не боятся за свою привлекательность.

От теории к практике

Сейчас назову несколько случаев из реальной жизни моих друзей, другие взяты с форумов. Все ситуации наглядно демонстрируют силу подобных психологических уловок. Живые люди мне рассказывали, поверьте, значит, сработало.

Подруга имитировала приступ эпилепсии , когда в подъезде её зажал агрессивный мужчина и уже задрал юбку. Актёрские способности открылись у неё внезапно, от страха. Она закатила глаза, зашлась пеной и конвульсивно дрыгалась, лёжа на полу. Агрессор поверил, испугался и, видимо, чтобы не марать руки, сбежал. Каким образом у неё родилась такая идея, девушка и сама не знает, но сработало эффективно.

С таким же эффектом можно обмочиться, изобразить умственно отсталую, вытащить язык, пустить пену, корчить страшные гримасы или даже вызвать рвоту . Всё, что сможете придумать и всегда стеснялись делать на публике под предлогом «это убивает мою красоту». Сделать всё, чтобы убить сексуальное желание и влечение насильника.

Не плачь, не бойся, не проси

Другая история уже с форумов интернета. Девушка поздно возвращалась с работы, пришлось пройти тёмный переулок. Там на неё и напал мужчина, схватил и сразу же повалил на землю. Помощи ждать было неоткуда и девушка сделала совсем уж необычную вещь, она интуитивно начала его гладить по голове и спине . Мужчина начал кричать матерные слова, видимо, в сердцах обвиняя некую обидевшую его женщину. Расплакался и сам испарился, ничего не сделав.

Это то же самое, что заявить насильнику «наконец-то, я так долго этого ждала и искренне улыбаться». Какой агрессор не удивится, если услышит вопли «Ура» в его честь? А там, глядишь, и спасители-соседи успеют появиться. Несколько выигранных секунд могут спасти ситуацию, поэтому стоит воспользоваться любыми возможными способами.

Агрессора можно попытаться спугнуть . Например, сказать: «Меня встречают, и сейчас здесь будут люди» или «У меня менты на хвосте». Сделать вид, что уже набрала 112, кричать «Пожар» или кидать камни в окна ближайших домов. Даже холодная вода в лицо тоже иногда работает и даёт время увернуться и убежать. Минимальная задача – избегать тёмных переулков ночью и помнить про газовый баллончик и электрошокер. Осторожность и необычное поведение могут помочь женщине избежать нападения агрессора.

Главное фото — wallpaperswide.com

Лекция 13

План лекции:

13.3 Конструктивная критика

Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

Понятие цивилизованного противостояния

Противостояние влиянию - это ответное влияние, то есть в сущности - разновидность влияния. Цивилизованное противостояние влиянию 1) соответствует правилам этикета и 2) соответствует этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом.

Варварскому нападению, по-видимому, человек психологически цивилизованный должен противостоять всегда. В противном случае он рискует своей личностной целостностью. Что же касается манипуляции, то реакцией на нее может быть и сознательная капитуляция.

Общие правила цивилизованного противостояния

1. Противостояние начинается с минимальных средств.

2. Противостояние прекращается:

а) либо когда манипулятор переключился на цивилизованное взаимодействие;

б) либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать.

3. Переход к более мощным средствам противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства.

При этом фаза психологического самбо может быть пропущена. Она нужна лишь в тех случаях, если адресат ошеломлен чувствами и не в состоянии переходить от эмоционального мониторинга непосредственно к информационному диалогу.

Алгоритм цивилизованного противостояния

Мониторинг эмоций

Мониторинг - это сплошное наблюдение явления в его полной динамике; сканирование, прослеживание. Мониторинг необходим для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии адресата являются достоверными признаками того, что манипулятор начал свою «работу» с его эмоциональными струнами.

К числу таких признаков относятся:

□ дисбаланс - противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги, или, как выразился один из участников тренинга, «когда одновременно смешно и неприятно», и т. п.;

□ «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий; безотчетный страх в процессе мирного обсуждения объема будущих поставок и т. п.;

□ повторяемость эмоций, например систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определенным человеком, чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т. п.;

□ резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации.

2. Психологическая самооборона (психологическое самбо 1 )

Задача техник психологического самбо - предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.

Мы говорим о самообороне, а не о самозащите, поскольку между этими понятиями могут быть выделены по крайней мере три важнейших различия:

1 - в некоторых литературных источниках используется термин психологическое айкидо

1. Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали.

2. Защищаться можно на любой территории, в то время как обороняются на собственной земле.

3. Лучший способ защиты - встречное нападение, обороны - преобразование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации - например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается:

□ выдерживанием паузы перед ответом;

□ неторопливостью ответа;

□ обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину.

Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.

В случае применения техники английского профессора иногда допустимо использование веселой интонации (см. ниже). Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо - это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, мы возвращаем себя к размышлению.

Информационный диалог

Информационный диалог - прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Информационный диалог - это обмен вопросами и ответами, сообщениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном режиме компьютерного поиска информации.

Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждаемому делу, все остальное опускается.

Информационный диалог - это разговор о существе дела, или, по крайней мере, попытка такого разговора.

Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успешно завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в информационное обсуждение.

Комментарии к Примеру 1: отклик адресата на утверждение манипулятора

В случае, если манипулятор высказывает утверждение или делает предложение, ему может быть немедленно задан информационный вопрос. Вопросы, проясняющие суть дела, задаются в тех случаях, когда манипулятор говорит о существе дела, хотя и с применением щипков; вопросы, проясняющие цели манипулятора, задаются в тех случаях, когда манипулятор в большей степени концентрируется на щипке, далеко отходя от сути дела. Во всех тех случаях, когда можно оставаться в рамках обсуждения деловой проблемы, рекомендуется задавать вопросы, проясняющие суть дела.

ПРИМЕР 2 _______________________________________Реакция на вопрос

Комментарии к Примеру 2: отклик адресата на вопрос манипулятора

В случае, если манипулятор задает вопрос и адресат считает возможным и правильным дать информационный ответ, он это делает. Если адресат не считает возможным дать открытый ответ, потому что это связано с раскрытием конфиденциальной информации, корпоративной или личной тайны и т. п., то реакцией на вопрос может быть предложение по существу дела или о выборе темы. Если адресат считает, что информационный ответ неуместен, поскольку он не приблизит собеседников к решению обсуждаемого делового вопроса, более эффективной стратегией также будет формулирование предложения вернуться к теме, раскрыть вопрос, дать объяснение и т. п.

При этом предложение может быть сформулировано в виде вежливой просьбы («Прошу вас...») или просьбы-вопроса, например: «Не могли бы ли мы вернуться на несколько минут к вашему первому предложению и обсудить его подробнее?»

Есть некоторые типичные ошибки при использовании техник психологической самообороны и информационного диалога.

1. Самооправдание. Любые формы самооправдания - признак «зазвучавшей струны», а следовательно, того, что адресат оказался втянутым в манипуляцию.

2. Встречное нападение - это варварство («Да на себя посмотрите. Это не я, а вы ничего не понимаете» и т. п.)

3. Вопрос о мнении других людей, «третьих лиц» («Да, и что они говорят об этом? А как он отреагировал?» и т. п.)

4. Вопрос об источнике информации («Откуда ты это узнал? Кто это сказал?» и т. п.). Это встречная манипуляция. Если нападающий сам не ссылается на источники, значит, у него есть причины их скрывать, и, задавая вопрос об источниках, мы сознательно задеваем эту струну. Как писал Доценко, «многим из нас памятны с детства случаи, когда мы наивно сообщали родителям все, о чем бы они ни спросили, а потом слышали от ребят постарше: «Шестерка». С тех пор в нас работает контролер: а не повредит ли моя информация кому-нибудь? Поэтому настораживаемся, когда нас спрашивают: кто сказал?» (Доценко, 1996. С. 244). Мы боимся «выдать». В нас живет струна «Не выдавай».

5. Вопрос о «зачинщиках» («Кто это первый начал делать? Откуда пошла эта реакция?» и т. п.) Причины те же. Это встречная манипуляция.

6. Лживые и неискренние высказывания, потому что это манипуляция.

7. Грубые формулировки вопросов и ответов («А тебе-то что? Иди к черту!» и т. п.). Грубая форма - это варварство. Ломом в цивилизацию не «загонишь».

8. Выказывания о психологических правах и обязанностях («Я имею право вам этого не говорить! Я вам не обязан отчитываться» и т. п.). Разговор о правах неминуемо уводит в сторону от обсуждения сути дела и целей манипулятора и скатывается на обсуждение отношений.

9. Вопрос об отношении (нападающего к адресату, другим, к себе или других к адресату) («Вы мне не доверяете? Вы считаете меня недостаточно твердым? Они меня осуждают? Ты что, завидуешь?» и т. п.). Такие вопросы могут быть встречной манипуляцией (например, демонстрацией слабости), самооправданием или встречным нападением. Если манипулятор сам провоцирует обсуждение отношений адресата с кем-нибудь, ему зачастую бывает важно иметь потом возможность сослаться на сам факт разговора.

Конструктивная критика

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Общие характеристики:

Фактологичность: оцениваются возможности, факты, события, и их последствия, а не личности.

Корректность: допускаются только парламентские выражения.

Бесстрастность: анализ и оценка производится «без эмоций», отстранение, безо всякой личностной вовлеченности, повышения голоса и т.п.

Цитирование прошлого случая

- У нас был аналогичный случай месяц назад. К сожалению, оказалось, что такого рода заказы требуют привлечения дополнительных работников.

- Благодарю, мы уже сталкивались с иностранными специалистами. Они не всегда реалистичны. Требуется время, чтобы они адаптировались

к российской реальности. Мы приняли решение пока обходиться отечественными кадрами.

Сообщение о том, что предложение не может быть принято... потрем причинам. Три причины - это веско. К тому же, они всегда есть. Партнер может постараться использовать против них метод разделения аргументов. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. Это очень ценное упражнение для ума и действительная проверка предложения на эффективность.

- Я не могу принять метод трех причин по трем причинам. Во-первых, он манипулятивен. В тот момент, когда я говорю «по трем причинам», я еще могу не знать причин. Во-вторых, мне в голову могут не прийти три причины, а, например, только две или даже только одна. В-третьих, это слишком длинно.

- Я не согласен взять Иванова сейчас на эту должность. Он еще не прошел испытательного срока. Это раз. Он допустил несколько ошибок. Это два. И он муж одной из сотрудниц, а я против семейственности. Это три.

Конструктивная критика - это, в сущности, контраргументация, которая может совершаться в технике перелицовки, разделения аргументов партнера или развертывания собственных аргументов. Выражение сомнений в целесообразности и цитирование прошлого случая - это методы развертывания собственных аргументов.

Цивилизованная конфронтация

Конфронтация - это самое мощное средство противостояния нападению и манипуляции. Клод Стейнер рассматривал конфронтацию как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать (Steiner S. М., 1974). Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение.

Несмотря на то, что конфронтация - это противостояние, она может быть, по выражению А. Бека, «удобной». Она означает, что «нам не все равно». «Вступая в конфронтацию, мы предлагаем другому человеку и самим себе возможность изменить, улучшить наши взаимоотношения, в то же время уважая свою собственную потребность выражать дискомфорт» (Beck А. С, 1988. Р. 14).

По А. Беку, для того, чтобы решить, вступать ли в конфронтацию, нужно сначала ответить себе на несколько вопросов.

Принятие решения о вступлении в конфронтацию по А. Беку:

2. Определите, имеют ли ваши действия или бездействие желаемый эффект.

3. Изучите, чего вы хотите от человека или ситуации и что мешает вам этого достичь.

5. Ответы на эти вопросы могут привести вас к конфронтации с другим человеком, к принятию его (ее) поведения или разрыву отношений.

Веек А., 1988

Если принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.

Алгоритм конфронтации был составлен с опорой на описания Клода Стейнера (Steiner S. М., 1974).

Первая фаза конфронтации. Я-послание (Я-высказывание) о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий

Допустим, манипулятор (мужчина) специально нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы та испытала чувство неудобства и скорее согласилась выполнить его просьбу. Он придвигает свой стул вплотную к ее стулу и, приобнимая ее за плечи, говорит: «Дай мне, пожалуйста, это руководство, мне оно сегодня просто необходимо». Девушка-адресат отвечает ему Я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я чувствую тревогу и неудобство». Если манипулятор принимает Я-послание адресата, приносит свои извинения и

Алгоритм конфронтации

отсаживается, цель достигнута и конфронтация завершена. Только в том случае, если он этого не делает или, сделав, затем вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе.

Вторая фаза конфронтации. Усиление Я-послания. В данном примере девушка-адресат сделала это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение. Обиду, наконец. Мне плохо, понимаешь?» Если инициатор воздействия принимает это Я-послание и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе.

Третья фаза конфронтации. Выражение пожелания или просьбы Например: «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться».

Если объединить с первой по третью фазу вместе, то алгоритм формулирования Я-послания (Я-высказывания) следующий:

1. Ситуация (безоценочная констатация факта, ситуации): «Когда ко мне подсаживаются так близко…», «Когда вы разговариваете на повышенных тонах…» …

2. Ваша реакция на уровне чувств (вы имеете право испытывать любые чувства): «…я чувствую тревогу и неудобство». (Как вариант, это может быть также сообщение о вашей реакции на уровне побуждений или мыслей: «…у меня возникает желание (мысли) уйти из комнаты…прервать общение…оттолкнуть вас…»).

3. Предпочитаемый вами результат (что бы вы хотели): «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться».

При этом вы еще ни слова не сказали про собеседника, следовательно шансов почувствовать себя уязвленным и обиженным, как в случае если бы вы его оценили, у него гораздо меньше.

Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе.

Четвертая фаза конфронтации. Назначение санкций Пример: «Если ты еще раз похлопаешь меня по руке или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, немедленно уйду, а во-вторых, всякий раз буду отходить, как только ты ко мне подойдешь. Перестану с тобой общаться, и все». Мы видим, что санкция - это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе.

Пятая фаза конфронтации. Реализация санкций.

Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода.

Мы видим, что конфронтация - это метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию.

Энергетическая мобилизация

Энергетическая мобилизация подразумевает активизацию ресурсов собственной энергетики в ситуациях, когда нежелательные поползновения чужой воли грозят поглотить и подчинить нас себе. Энергетическая мобилизация может использоваться для противостояния внушению, заражению, попыткам формирования благосклонности.

Приведем пример о двух способов - общего и ситуативно обусловленного.

1. Общий способ энергетической мобилизации - это поиск факторов, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию, и целенаправленное использование этих факторов. Например, некоторым людям энергию восстанавливает и усиливает простое воздействие горячего душа или сауны, определенных видов питания, режима сна, чтение определенных книг, просмотр определенных кинофильмов, встреча с определенными людьми и т. п.

2. Ситуативно обусловленный способ энергетической мобилизации - это преобразование любой отрицательной или противоречивой или амбивалентной эмоции в эмоцию гнева. В самой простой классификации человеческих эмоций три эмоции отрицательные (гнев, страх и депрессия) и одна положительная (радость). Энергетическую мобилизацию вызывают две из них: радость и гнев. Страх и депрессию трудно преобразовать в радость, но можно с успехом преобразовать в гнев. Правило такое: если не знаешь, как реагировать на ситуацию, когда на тебя оказывают нежелательное влияние, реагируй эмоцией гнева. Постарайся рассердиться на этого человека.

Творчество

Творчество предполагает совершение непредсказуемых, оригинальных поступков и действий. Творчество может использоваться для противостояния попыткам пробуждения импульса к подражанию.

Парадокс состоит в том, что истинное творчество рождается не в результате решения не подражать, а под влиянием внутренней тяги к самовыражению. Истинное творчество имеет внутренние, а не внешние причины.

Подражание зачастую является самым экономным способом овладения новым навыком или умением. С детства вся система нашего образования приучает человека к тому, чтобы стремиться к достижению высоких образцов, а не вершин самовыражения.

Уклонение

Уклонение считается вполне законным способом избегания нежелательных переживаний и поведенческих реакций в бихевиоральной терапии.

Р. Суинн описал последовательность своей работы в рамках бихевиоральной терапии. Сначала он вместе с клиентом определяет условия, в которых у того возникает стресс. Затем клиенту предлагается использовать три метода снижения и контролирования стресса: 1) взять «тайм-аут» и заняться релаксацией; 2) вообще предотвращать появление стимулов, вызывающих стресс - решать проблему до того, как она становится проблемой; 3) уменьшить продолжительность времени, которое проводится в ситуации, вызывающей стресс, то есть разделить время на короткие промежутки. Таким образом, клиенту предлагается избегать посещения определенных мест, встреч с определенными людьми и вообще попадания в ситуации, которые вызывают у него нежелательные чувства и реакции (Suinn R. М., 1977. Р. 55). Это можно назвать стратегическим уклонением.

В случае, если встреча неизбежна или уже происходит, возможно применение тактического уклонения - тайм-аутов и сокращения времени взаимодействия с другим человеком.

К этим методам можно добавить преобразование непосредственно взаимодействия в опосредованное (через переписку).

Техники уклонения:

Тайм-аут

· отвлечение внимания на бытовую подробность (Ох, у меня стул сломался; что-то попало в глаз; мне пора принять лекарство и т. п.);

· физический выход из пространства взаимодействия под благовидным предлогом (Простите, мне нужно срочно взять эти бумаги у офис-менеджера; Мне необходимо сверить эти данные, позвольте мне взять паузу натри минуты; Простите, я должен оставить вас на одну минуту, и т. п.);

· Я философский выход из ситуации - риторические вопросы или обобщенные высказывания вроде «Что есть истина?» или «Все мы субъективны...»;

· Я попытки отшутиться и шуткой переключить внимание на что-то другое («О, уже ругают! Скоро бить будут!» - см. «Дни Турбиных» М. Булгакова).

Лекция 13

Манипуляция, защита от манипуляций. Психологическая самооборона

План лекции:

13.1 Цивилизованное и варварское влияние. Понятие манипуляции.

13.2 Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

13.3 Конструктивная критика

13.4 Цивилизованная конфронтация

13.5 Дополнительные способы противостояния влиянию

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации - например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается:

□ выдерживанием паузы перед ответом;

□ неторопливостью ответа;

□ обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной - значит вступить в манипуляцию или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает ее - и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде.

Самооборона требует спокойствия и задумчивости, возможно, даже грусти. Однажды в тренинге я использовала метафору шестикрылого Серафима, величественно омывающего своими крылами нападающего на него варвара или навязывающегося манипулятора.Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.

В случае применения техники английского профессора иногда допустимо использование веселой интонации (см. ниже). Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо - это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, мы возвращаем себя к размышлению. Ответ интервенту в технике психологической самообороны означает, что мы напоминаем и себе, и ему: летают не только горячие картофелины, но и ласточки, снег, кометы, самолеты…

Техники психологического самбо.

Техника бесконечного уточнения.

Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора

А. Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?

Б. Что бы вы посоветовали изменить?

Применение этой техники помогает последовательно удерживаться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыслительную деятельность партнера по общению. Для того, чтобы поставить вопрос, и для того, чтобы ответить на вопрос по существу, нужно подумать, а это значит, что часть энергетического заряда переводится из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, мы выигрываем время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Таким образом, найдя в себе силы для первого уточняющего вопроса, мы затем получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам нас ошеломить. Умение извлечь из ситуации важный уточняющий вопрос должно быть настолько отточенным и отработанным, чтобы в критической эмоционально напряженной ситуации оно вас не подвело.

Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:

- Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?

- Что нужно изменить?

- А какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?

- Что бы ты посоветовал?

Другой вариант техники бесконечного уточнения - подробное объяснение партнеру собственной позиции. Условно можно назвать его «самоуточнение».

Возможные варианты ответов в технике самоуточнения:

- Видишь ли, меня действительно легко задеть, причем по трем причинам. Во-первых, я стараюсь стремиться к совершенству. Любые промахи и неудачи вводят меня в состояние необычайной тоски. Вот, например, в прошлом году…

- Позволь, я тебе все объясню. Дело в том, что каждый понедельник я составляю себе подробный план, включающий от 3 до 10 пунктов…

Техника внешнего согласия, или «наведения тумана».

Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже… соответствует истине,

А. Ты в джинсах выглядишь ужасно!

Б. Возможно, ты и права.

Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости, например:

А. Не надо быть столь самоуверенной!

Б. Может быть.

А. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня?

Б. И действительно, что это я…

А. Ты мог бы быть и повежливее со мной!

Б. Да, над этим стоит поработать…

После «наведения тумана» критик замолкает, сраженный. Эта техника была описана в работах, посвященных тренингу уверенности, главным образом для женщин (Cotter S. С, GuerraJ. J., 1976; Smith M. J., 1979). Уверенный человек внешне соглашается, но при этом может и не изменить своей позиции.

Техника внешнего согласия важна тем, что она адресована важнейшей человеческой потребности - быть в согласии. Когда партнер соглашается с нами, мы окунаемся в атмосферу тепла, принятия, даже счастья. Это обезоруживает. Человеку, с которым соглашаются, хочется, чтобы с ним и дальше соглашались.

Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. Напротив, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.

Партнер оценит то, что мы по крайней мере готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты ответов:

- Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать…

- И действительно!..

- Верно! А мне и невдомек!

- Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.

- Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.

- Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.

- Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.

Техника испорченной пластинки.

В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она должна даже несколько опережать разговор. Она должна содержать в себе то, к чему собеседники придут на третьем витке разговора. Они могли бы прийти к этому и на первом витке, если бы нападающий не был так взвинчен.

Техника испорченной пластинки была описана в статье «Женщины в обществе» Лин Фрай (Fry L., 1983. Р. 264). Допустим, женщина решает для себя что-либо определенно, например: «Я не хочу сегодня обсуждать этот вопрос, потому что мне нужно заняться своими делами». Затем она просто заявляет об этом и продолжает повторять свою фразу, пока сообщение не дойдет до адресата. Нужно опасаться отвлечения на побочные темы, например: «Я учитываю то, что тебе сегодня удобно обсудить этот вопрос, но мне действительно нужно сделать свои дела».

Применение техники «испорченной пластинки»

М е н е д ж е р А. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из

моего отдела для подготовки этой презентации!

Менеджер А. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь? Ты

поставил меня в трудное положение!

Менеджер В. Это больше не повторится.

Менеджер А. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою

голову распоряжаться моими сотрудниками?

Менеджер В. Это больше не повторится.

Из приведенного диалога ясно, насколько в этой технике самообороны важна интонация. Как и в пластинке, которую «заело», фраза должна произноситься каждый раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда».

Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией.

М. Я думал, ты лучше меня сможешь понять…

М. Что толку говорить, если ты не понимаешь

элементарных вещей.

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

М. Может быть, ты просто не хочешь меня понять?

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

Техника английского профессора.

В этой технике партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав.

Эту технику я сформулировала на основании собственного опыта. Однажды коллега пригласил меня в 1-й Медицинский Институт (в Санкт-Петербурге) быть переводчиком в терапевтических сессиях профессора из Великобритании, специалиста по групповому психоанализу.

- Оплаты не предполагается, - сказал коллега. - Но ведь вы изнутри увидите, как работает групп-аналитик. Сами понимаете, это бесценный опыт.

- А это первая сессия?

- Нет, это уже третья сессия, - ответил коллега.

Я подивилась тому, что группа собирается уже в третий раз, а своего переводчика у нее все еще нет. Ведь есть и другие ценители психотерапевтического опыта… В конце концов, я не профессиональный переводчик, а психолог. Однако мне было очень любопытно побывать на такой сессии. По своему прежнему опыту я уже знала, что быть переводчиком сильного психотерапевта - это особый, ни с чем не сравнимый опыт, неповторимое и обогащающее слияние с миром Мастера.

И вот я прихожу на общее собрание курса. Оказывается, работают с курсом три преподавателя. Первой выступает дама-профессор. Великолепный, мелодичный, прекрасно артикулированный английский. Я прекрасно ее понимаю. Выступает второй профессор. Его английский мне уже менее понятен, но если постоянно напрягать все свои возможности, то перевести его я смогла бы. Наконец, начинает выступать третий профессор, самый старший из всех, Джордж. О, ужас! Я не понимаю ни одного слова! Ни одного! И тут коллега доверительно сообщает мне на ухо: «Это твой!» Тут мне становится понятным, почему у Джорджа до сих пор нет постоянного переводчика.

- Послушайте, - говорю я. - А нельзя ли мне дать другую группу? Я очень плохо понимаю, что говорит Джордж.

- Нет, нельзя, - отвечает коллега. - Да вы не волнуйтесь! Участники группы вам помогут, они уже к нему привыкли. А другую группу я вам дать не могу…

- Но почему же?

- Да никто из переводчиков не согласится с вами поменяться, - отвечает он.

Так мне пришлось переводить человека, которого я практически не понимала. К счастью, мне в основном приходилось переводить ему то, что говорили участники группы. Занятия были построены так, что группа фактически работала самостоятельно, а мы с Джорджем сидели рядом на диванчике, и я на ухо ему нашептывала свой перевод того, что говорилось в кругу. Лишь время от времени Джордж брал слово и произносил всего лишь одну или две фразы, которые нужно было перевести. Ужас состоял в том, что я не могла перевести и этого немногого! А ведь он произносил всякий раз что-то по-настоящему значительное, глубокое. Буквально изрекал нечто, исполненное огромного значения. Позже, когда я стала его лучше понимать, глубокий смысл его слов меня часто поражал. Многие его изречения помнятся мне до сих пор. Но в те минуты это было мучительным переживанием - знать, как важно группе понять суть его высказываний, и не быть в состоянии их перевести…

Вечером я вышла из института в состоянии душевной исковерканное. Весь вечер и все утро я мучительно подыскивала слова, а на следующий день пришла пораньше, чтобы успеть сказать Джорджу нечто важное. Дождавшись, когда мы останемся в комнате одни, я сказала:

- Джордж, вы не могли бы говорить немного медленнее и более короткими фразами, чтобы я могла переводить более точно?

Джодж замер, как громом пораженный. Мне стало не по себе. Он, по-видимому, боролся с собой. Наконец он сказал:

- Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это… это часть моей личности.

Я поняла, что разговор продолжать невозможно. Мне нужно было смириться.

- Простите, - сказала я. - Мне очень жаль… Пойду подготовлюсь… До встречи на сессии!

- До встречи, Елена, - с вежливой улыбкой ответил он.

Я вышла на площадку лестницы и закурила. Я была зла на Джорджа. Профессор, называется! Делаем общее дело, почему бы и не помочь товарищу? Ведь мы в одной команде, в одной упряжке. Как можно было отказать мне в моей просьбе?!

И тут откуда-то сбоку вдруг накатилось на меня что-то громкое, быстрое и энергичное. Это была одна из участниц нашей группы, приехавшая из Запорожья.

- Елена, - сказала она с вызовом, - а вам не кажется, что вы переводите Джорджу то, что мы говорим, как-то неправильно?

Что за чертовщина? Я совершенно не ожидала удара с этой стороны.

- А что именно было неправильно? - спросила я (техника бесконечного уточнения меня никогда не подводит - благодаря ей я обретаю силы даже в тяжелую минуту).

- Ну вот как вы переводите, например, слово «переспать» 5 ?

- Как «вступить в половое сношение», - отвечаю я.

- А вы не находите, что это слишком академично?! - с нажимом спрашивает она.

- Конечно, академично, - отвечаю я. - Но, видите ли… академичность - это часть моей личности.

И вся ситуация мгновенно изменилась. Моя собеседница умолкла, кивнула и улыбнулась!

Эта техника останавливает и смягчает нападение, хотя может быть эмоционально неприятной для нападающего.

Возможные варианты ответов в технике английского профессора:

- Это составляет предмет моих убеждений..

- Если я сделаю это, то это буду уже не я…

- Это не согласуется с моим представлением о себе.

- Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, потому что они помогают мне находить неординарные решения.

Из книги Елены Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию».

Большинство тех, кто читает это, вероятно, знакомы с концепцией экранирования, как формой психической самозащиты. Если же нет, то - экранирование, по существу, подразумевает создание барьера энергии вокруг себя либо для блокировки энергии извне, либо для сохранения собственной энергии. Экранирование работает очень хорошо в плане защиты от вредоносной энергии, но также вы должны знать, что этот метод имеет и ряд недостатков, например, экран плохо защищает от попыток потребления вашей энергии. Этот недостаток возникает из-за того, что щит формируется непосредственно из вашей энергии, и каждый может полакомиться самим щитом. Это несколько похоже на деревянную крепость, построенную для защиты от роя термитов. Я хотел бы вкратце рассказать о некоторых альтернативных методах защиты от внешних сил, пытающихся вызвать утечку вашей энергии. Следует отметить, что не существует абсолютно надежного способа для защиты вашего духа, так же как не существует абсолютно надежного способа защитить ваше тело. Описанные мною методы, просто будут усложнять процесс поглощения вашей энергии.

Втягивание ауры:

Этот метод основан на тех же принципах, что и способность черепахи втягивать свое тело в панцирь. Вы будете втягивать свою ауру в тело, используя его, как оболочку для защиты вашего духа.

Начинайте упражнение в любой удобной вам позе. Все мы разные, и я считаю, что будет более эффективным, если вы лично выясните, что лучше работает именно для вас. После приготовлений, начните с использования визуализации, чтобы "втянуть" свою ауру. В отношении ваших конечностей, представьте, как ваша аура сокращается в теле; уменьшите её границу, начиная от поверхности кожи и перемещая её ближе к вашим костям. В идеале, вы должны хотеть, чтобы ваш дух был чем-то вроде палки в этих районах. Для вашего туловища и головы, я считаю, что лучше всего попытаться втянуть/сжать свою энергию в чакры. По моему личному опыту: руки и ноги больше подходят для сжатия энергии в направлении центральной линии. Это похоже на смятие глины. А в случае с туловищем, я чувствую, что лучше концентрировать энергию в чакрах, как магниты притягивают железные опилки каждый к себе. Обычно я стараюсь, чтобы процесс соответствовал моему дыханию. В случае с конечностями я обычно выдыхаю, когда притягиваю энергию ближе к костям, а для головы и туловища вдыхаю в то время, когда втягиваю энергию в чакры.

Я считаю, что этот метод обычно помогает защищаться от чего-то/кого-то атакующего или откачивающего вашу энергию, к тому же я считаю, что поскольку вы больше не излучаете столько же энергии, как раньше, это делает вас гораздо менее заметным для вредоносных астральных существ. Должна предостеречь: даже если вы обычно не видите свою ауру, вы, скорее всего, сможете заметить ее отсутствие, когда вы посмотрите в зеркало. В первый раз, использовав эту технику, я был несколько обеспокоен тем фактом, что мое отражение было необъяснимо "мертвым". Так получилось потому, что моя аура была не видна. Так что не пугайтесь, если с вами случится нечто подобное.

Закалка ауры:

Этот метод почти противоположен методу, упомянутому выше. Этот метод подразумевает сжатие вашей энергии не к центру тела, а концентрация ее на поверхности, создающая некие «духовные доспехи».

Подготовьте все самым удобным для вас образом и приготовьтесь к использованию визуализации. Вы можете начать с любой части тела, с какой вам заблагорассудится. Я считаю, будет полезным думать о каком либо жестком/прочном веществе/материале и ассоциировать с ним прочность вашей защиты. Многие, возможно, сочтут полезным во время формирования своей ауры смотреть на свою фотографию, где они будут изображены в средневековых латах. Представлять себе вещи, такие как железо или камень, тоже хорошо, и работать это будет ничуть не хуже. Лично я использую/представляю кованую сталь для облегчения этой визуализации. Что бы вы ни выбрали, просто начните с представления и ощущения поверхности вашей ауры, уплотняя ее до степени прочности выбранного вами материала. Почувствуйте ауру вокруг ваших рук, ног, груди, головы и т.д., укрепляйте ее, чтобы сформировать свою психическую броню и продолжайте это, пока полностью наглухо не будете защищены этой оболочкой. Помните, что вы не формируете обычный экран, поэтому ваша броня не должна распространяться дальше, чем распространяется обычно ваша аура. Я считаю, что этот метод естественным образом подтягивает энергию к поверхности вашей ауры, и я никогда не нуждался в том, чтобы сделать что-то специальное для перенаправления своей энергии на поверхность. Я не могу говорить за всех, поэтому способ может помочь вам "вытолкнуть" вашу энергию на поверхность, а может и не сделает этого.

Я думаю, этот метод, лучше использовать в случае, если нет необходимости быть незаметным, например, если вы истощены физически или посредством какого-нибудь астрального существа, которое постоянно вас беспокоит, это будет полезно. Здесь нет стопроцентной гарантии вашей безопасности, так как могут найтись вещи/существа достаточно сильные, чтобы кормиться от вас, как бы тщательно вы ни защищались. Но в том, что этот метод делает вашу энергию более плотной и усложняет ее кражу, нет никакого сомнения. Это нечто вроде разницы между тем, чтобы сосать через соломинку воду или патоку: последнее будет проделать намного сложнее из-за плотности вещества.

В любом случае, я надеюсь, что методы, приведенные здесь, помогут хотя бы нескольким людям, прочитавшим эту статью. И я надеюсь, что это позволит расширить набор приемов тех, кто считает экранирование их единственной линией обороны против астральных хищников.

Просмотров