Для чего нужен психологический анамнез, как осуществляется его сбор и с какими целями. Психологический анамнез

Анамнез психологический

(от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:

Биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения актуального поведения и деятельности человека;

Сведения об актуальном состоянии;

Модели и факторы среды, которые человек «субъективно перерабатывает» и которые поддерживают его актуальное поведение;

Стимулы среды.

Кроме того, в психологии его содержание составляет информация, получаемая от других людей, знакомых с диагностируемым. Она раскрывает его индивидные и личностные особенности, характеризует его поведение и деятельность в конкретно обозначенных условиях, субъектные и индивидуальные признаки развития. Таким образом, по словам Б. В. Зейгарник, психологический анамнез представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы «продольный» срез его жизни (Зейгарник, 1973).

В целом, классифицируя различные варианты анамнестической информации о детях и подростках, В. В. Ковалев выделяет семейный, личный, школьный анамнез и анамнез проблемы (Ковалев, 1985, с. 257). Применительно к ситуациям психологического анализа эти четыре вида анамнеза соответствуют информативному содержанию, связанному с четырьмя основными сферами жизни человека: семейной, личностной, деятельностной (профессиональной) и «проблемной зоной».

Особенность семейного анамнеза – детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определения типа воспитания в семье и т. д. Важный раздел семейного анамнеза – наличие случаев психических заболеваний и различных аномалий личностного развития как патологических, так и непатологических. При семейном накоплении однотипных или близких форм психической патологии целесообразно проводить генеалогическое обследование семьи. Кроме того, в семейном анамнезе обращают внимание на генеративные функции (особенности протекания беременности, рождения) и особенности развития в раннем детстве.

Личностный анамнез имеет особенно важное значение для выявления структурных характеристик системы психической регуляции, ее индивидуальных проявлений, поскольку с особенностями развития и формирования ее элементов связано большинство форм поведения и состояний человека. Он включает в себя представление человека о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних проявлений, историю их становления и развития (например, особенности рождения, развития в раннем, школьном, подростковом и другом возрасте).

Деятельностный (игровой, учебный, профессиональный) анамнез направлен на сбор информации о внешних проявлениях деятельности, которая в данный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы). Так, для ребенка школьного возраста этот вид анамнеза назывался бы школьным, а для взрослого человека – профессиональным.

Анамнез «проблемной зоны» включает описание затруднений, противоречий, конфликтов и процесса их возникновения.

Основными методами получения феноменологической информации выступают клиническая беседа, психодиагностическое интервью и наблюдение.

Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Анамнез Анамнез (греч. anamnesis - воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни. А. - неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Из книги Дж. М. Кейнс автора Красова Ольга

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

60. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Психологический отбор юристов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ - один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Из книги Гипертоническая болезнь. Домашняя энциклопедия автора Малышева Ирина Сергеевна

Психологический мониторинг система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на

Из книги автора

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на

Из книги автора

Психологический тип личности как фактор риска ГБ По степени жизненной активности психологи условно делят людей на два типа. К первому относятся люди честолюбивые, активные, энергичные, которые напряженно работают, стараются многого достичь и успеть в жизни, делают

В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.

Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода . Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием .

В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза. Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. При этом помимо переноса из медицины принципов сбора и анализа анамнестических данных, необходим учет содержания «медикоориентированых» анамнестических данных с целью обеспечения интегративного характера углубленной оценки.

Нейробиологическая составляющая развития ребенка лежит в каузальной (причинной) области, являясь основой и первопричиной развития ребенка. Естественно, что особенности этой составляющей оказывать непосредственное влияние на развитие всех областей жизнедеятельности, в том числе и психических сфер. Таким образом, даже при условно-нормативном развитии можно и должно оценивать закономерности нейробиологического развития, куда в качестве важного компонента следует включить и оценку соматического состояния, его динамику в процессе взросления ребенка как один из факторов каузального уровня его индивидуально-типологических особенностей.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка (во многих случаях должно быть оценено и состояние отца, других детей в семье). Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия. Таким образом, современные специалисты считают, показатели развития и другие данные, до настоящего времени рассматриваемые исключительно в парадигме медицинского подхода, относящимися и к психологическому анамнезу и, тем самым, обязательными для оценки психологом.

До начала собственного обследования, в том числе и сбора психологического анамнеза, психологу необходимо ознакомится с результатами всех предыдущих имеющихся объективизированных обследований и проанализировать эти данные под углом психологического развития ребенка .

В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития ребенка, квалификация динамики его деятельности и личности, широкий охват существенных условий.

Одним из важнейших элементов сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере и формировании, о тех точках, областях и сферах психического развития, где происходили сбои или девиации, что помогает более эффективно строить психологическую гипотезу и уточнять в дальнейшем психологический диагноз, особенности создания коррекционно-развивающих программ.

Наиболее пристальное внимание в психологическом анамнезе следует уделить узловым моментам развития. Именно анализируя эти моменты, можно оценить имеющиеся факты согласованности качественных изменений всех трех базовых составляющих при условно-нормативном развитии или, наоборот, рассогласования в их качественных изменениях. Знание об узловых моментах развития дает возможность оценить сбои, недостаточности развития отдельных уровней, а следовательно, и всей иерархической системы произвольной регуляции, когниций и аффективной регуляции.

Так наиболее пристальное внимание в анамнезе следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года; 18-24 месяцев; 2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет.

Данные моменты являются одними из наиболее важных и для определения самой диагностической гипотезы, и для постановки в рамках его предварительного психологического диагноза.

Безусловно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за краткий период опроса родителей не предоставляется возможным. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии, собственно диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще больше детализироваться. В то же время узловые моменты должны быть проанализированы при любых обстоятельствах.

Еще по теме 2.3 Психологический анамнез:

  1. Объективное обследование при не осложненной гипертонической болезни
  2. 21. Специфика проведения клинического обследования ребенка.

В семейном, и в частности в возрастно-психологическом, консультировании одной из первых и важных работ психолога-консультанта является сбор психологического анамнеза. Этому посвя щена первая (первые) встреча(и) с клиентом. Вспомогательным средством для сбора психологического анамнеза на ребенка в случае консультирования по поводу родительско-детских отношений является анамнестическая анкета. Разработано несколько различных ее вариантов. В практике возрастно-психологической консуль тации при кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ хорошо себя зарекомендовала приведенная ниже анкета. В любом случае анкета не заменяет, а только помогает провести анамнестическую беседу с клиентом. Наиболее полно принципы составления (возрастно-) психологического анамнеза описывает Г.В.Бурменская [Бурменская Г. В. и др., 2002].

Текст анкеты

Ф.И.О._
Мать: Ф.И.О._
образование_
специальность_
Отец: Ф.И.О._
образование_
специальность_

Для родителей детей от 3 до 6 лет

  1. Каковхостав семьи (укажите возраст ее членов)_
  2. Где воспитывался ребенок (посещал ли ясли, детсад круглосуточный или обычный, с какого возраста, кто занимался воспитанием ребенка до поступления в дошкольное учреждение)_
  3. Особенности развития ребенка в младенчестве и раннем возрасте: когда сел_пошел_
    когда появились первые слова и фразы_
    преобладающий эмоциональный фон_
    интерес к окружающему_
    когда сформировались навыки самообслуживания_
    наблюдались ли трудности в поведении в 3 года_
  4. Каковы любимые занятия ребенка _
  5. В какие игры и с кем любит играть ребенок
    дома___
    в детском саду__
    во дворе________
  6. Занимается ли: рисованием__конструктивными
    играми ___
    что делает по дому (регулярно)_
  7. Умеет ли ребенок читать_
    как научился _
  8. Любит ли ребенок задавать вопросы, чем интересуется_
  9. Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из членов семьи ребенок больше общается, к кому более привязан)_
  10. Характер отношений со сверстниками_
  11. Типичные конфликты_
    способы их разрешения_
  12. Как вы поощряете и наказываете ребенка_
  13. Как вы оцениваете поведение вашего ребенка (добрый, послушный, дерзкий, упрямый, внимательный к другим членам семьи, обидчивый и др.)_
  14. Состояние здоровья (часто ли болеет, имелись ли травмы, госпитализировался ли ребенок)_
  15. Особенности истории развития ребенка (наличие психических травм, серьезных перемен в жизни и др.)_
  16. Что беспокоит вас в вашем ребенке_
    Для родителей школьников
  17. В каком возрасте пошел в школу, как адаптировался к школьной жизни__
  18. Какова успеваемость, любимые и нелюбимые предметы__
  19. Как сложились отношения с учителем, есть ли жалобы учителей на ребенка___
  20. Каковы отношения с одноклассниками_
    Дата заполнения анкеты «_»_200_г.

Схема составления психологического анамнеза, по Г.В. Бурменской

Данная схема строится по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

  1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
  2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)
  3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.
  4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения ? Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные- логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
  5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.
  6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте . Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?
  7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса, если да, то по какой причине? Успеваемость: любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
  8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте . Физическое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы. Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотношений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.
  9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень воп росов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т .д.). Более подробно особенности и примеры сбора психологического анамнеза описаны в книге «Возра стно -психологический подход к консультированию детей и подростков» [Бурменская Г. В. и др., 2002].

с. 1
ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Анамнез - медицинский термин, греческого происхождения, бук­вально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.

Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез. «Объективный» анамнез - получение сведений от окружающих больного людей. «Субъектив­ный» анамнез - получение сведений от самого больного.

В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребен­ка».

В процессе сбора информации и поиска ответа на практи­ческий запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о на­правленности его интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития.
2. ПРИНЦИПЫ АНАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Методологическими принципами анамнестического метода являются принципы детерминизма и личностный подход к исследованию психических процессов и свойств ребенка.

Детерминистический подход четко сформулирован С. Л. Рубинштейном, который подчеркивал, что внешние причины всегда действуют лишь опосредованно через внутренние ус­ловия. Следует при этом помнить, что внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, сформи­ровались ранее от предшествующих внешних воздействий. Поэтому психологический эффект каждого внешнего воздей­ствия обусловлен историей развития личности, его внутрен­ними закономерностями. Это обстоятельство следует учиты­вать как при изучении личности, так и воспитании ее. Отсюда вытекает необходимость анамнестического исследования личности.

Личностный подход проявляется в том, что, во-первых, любое психическое явление рассматривается в связи с други­ми явлениями, и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность (например, мотива­ми поведения); во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных ее проявлений возможно с учетом истории ее развития. Таким образом, личностный подход к исследованию также ведет к применению психо­логического анамнеза.

По мнению Л. С. Выготского, к получаемым данным пси­холого-анамнестического исследования необходим объек­тивный подход: «Сам по себе факт, что отец считает ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но этот факт дол­жен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца». Он отмечает необходимость изучения психи­ческого развития ребенка в динамике, получение сведений о наследственности, истории утробного и внеутробного разви­тия ребенка, об условиях среды и воспитания. Л. С. Выготским выделяются следующие принципы собирания анамнестиче­ских данных:

Первый принцип :

Структурность - оценка каждого явления через сумму общих сведений;

Комплексность - учет и анализ всех данных, полученных в ходе анамнестического исследования;

Детерминированность - причинная обусловленность про­явлений психики личности.

Л. С. Выготский пишет: «Общим и существенным для составления научной истории развития ребенка является требование, чтобы вся эта история развития и воспитания была причинным жизнеописанием. В отличие от простой летописи, от простого перечисления отдельных со­бытий (в таком-то году случилось то-то, в таком-то - то-то) причинное жизнеописание предполагает такое изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависи­мость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое, связное, движущееся целое, стремясь раскрыть законы, связи и движения, на которых построено и которым подчинено это единство.

Второй принцип - целенаправленность. Анамнестическое исследование имеет смысл постольку, поскольку по­могает в постановке психологического диагноза с выходом на пути решения имеющейся проблемы, т. е. на коррекцию и развитие. Разумеется, в процессе изучения жизни ребенка имеют смысл и значение все факты. Следует отметить, что собирание анамнестических сведений служит решению двух основных задач. Во-первых, это важнейший источник информации, необходимый как для оценки хода психического развития ребенка, так и для выдвижения гипо­тезы о причинах нарушения психики, поиска путей коррекции. Во-вторых, психологический анамнез может служить цели подтверждения уже выдвинутой гипотезы или отказа от нее.

Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи: 1) срав­нить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические но­вообразования; 2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться на схему возрастной периодизации.

Используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный анамнез осуществляется в форме беседы с родителями, другими родственниками, опекунами, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка (например, с тренером, руководителем предметного кружка); 2) субъек­тивный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком (при условии достаточного контакта и отсутствия опас­ности нанесения психической травмы и т. д.); 3) изучение до­полнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, сохранившихся продуктов деятельности ребенка.

Основная задача - установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Естественно, трудно ожидать не только от знакомых ре­бенка, но и от его родителей объективного анализа психиче­ского развития, достаточно полного и конкретного. При сборе данных объективного анамнеза следует использовать прием опосредованного выяснения необходимых для исследования обстоятельств, о чем писал применительно к медицинской психологии В. К. Мясищев: «Многое узнать о болезни и о больном врач может в процессе беседы... на темы, близкие его болезни, затрагивающие вопросы его жизни. При этом выбор темы может изменяться в ходе самой беседы. Такая свободная беседа, обмен мнениями по разным вопросам способствует улучшению взаимопонимания между врачом и больным, позволяет нередко узнать о больном то, чего дру­гим путем узнать нельзя».

Данные анамнестической беседы уточняются дополнитель­ной информацией, среди которой особое значение придается родительским дневникам. Как источник информации дневники высоко оцениваются М. В. Гамезо: «Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возник­новение и развитие отдельных психических процессов».
3. БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИИ О РЕБЕНКЕ

Беседа является одним из опросных методов психологии. В тех случаях, когда беседа осуществляется в самом начале воспитания и изучения личности, она применяется с целью собирания анамнестических данных об истории развития изучаемой личности.

Беседа с близко знающими ребенка людьми дает исследо­вателю ценный материал, позволяет выявить новые факты развития психики, увидеть в новом свете уже известные, а также понять причины действий и поступков ребенка. Со­держание вопросов в зависимости от степени компетентности опрашиваемых может варьироваться. В беседе эти вопросы могут быть направлены на выявление особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Беседа может строиться в свободной форме или в форме «вопрос-ответ». Специалист может иметь ориентировочную схему опроса, но при этом необходимо помнить, что эта схема должна быть достаточно гибкой и вариабельной. Сле­дует учитывать и необходимую зависимость протекания бе­седы от ответов опрашиваемых на предшествующие вопросы. Успешность проведения беседы с целью получения ана­мнестических данных определяется следующими условиями:

1. Подготовленность. Вопросы опрашиваемому следует давать подготовленные и тщательно продуманные. Содержа­ние и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом и положением испыту­емых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов опрашиваемых.

2. Непринужденность, живой характер проведения беседы. Она должна проводиться в атмосфере доверия, доброжела­тельности и искренности, в обстановке максимальной есте­ственности, не настораживающей опрашиваемых. Это требо­вание особенно важно соблюдать при проведении «субъек­тивного» анамнеза.

3. Беседа должна строиться по плану (схеме). Можно пользоваться готовой схемой или разработать самому. Сле­дует при этом помнить, что эта схема должна носить ориен­тировочный характер, так как в условиях свободного общения план может измениться в зависимости от ответа испытуемых.

4. Учет индивидуально-психологический особенностей оп­рашиваемых.

5. Фиксирование ответов беседы может осуществляться путем ведения протокола или магнитофонной записи. Во многих случаях фиксирование ответов можно осуществлять сразу после окончания беседы.

4. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Рекомендуются две схемы собирания анамнестических данных о ребенке: для родителей и для учителей. На основе проведенного анамнеза с этими группами опрашиваемых, когда исследователь уже получит значительную информацию об истории развития ребенка, значительно легче составить схему беседы с другими людьми из ближайшего ребенку окружения. Опрос этих лиц будет в основном направлен на дополнение и уточнение ранее полученных сведений у ро­дителей и учителей.

Ниже приведенная схема беседы с родителями включает в себя вопросы, касающиеся перинатального периода разви­тия ребенка, его психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, школьном периоде, а также условий, в которых рос и развивался ребенок. Схема отли­чается достаточной полнотой и позволяет глубоко осмыслить характер взаимосвязи внешних и внутренних условий разви­тия, его своеобразия у изучаемого ребенка.

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, обра­зования и характера работы всех членов семьи, а также род­ственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бы­товых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).


2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение; соот­ветственно сведения относительно медицинской части анам­неза собираются врачом).

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хро­нических или частных заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других спе­циалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4.Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, напри­мер, круглосуточные или дневные, специальные- логопедиче­ские, для детей с неврологическими заболеваниями и др.) Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5.Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навы­ков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие труд­ности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Име­ются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конф­ликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрос­лых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Прояв­ляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успе­ваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (друже­ские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Многое может дать получение анамнестических данных у учителей, в т. ч. классного руководителя. Сведения о про­явлениях психики ребенка на разных возрастных этапах полу­чить у одного учителя нельзя, так как на протяжении всего школьного периода ребенка учителя меняются.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Психологический анамнез предваряет применение тестовых и нетестовых методов психологической диагностики. Следует помнить, что данные анамнеза содержат в себе много субъ­ективного, а потому являются лишь частичным источником для постановки диагноза. Вместе с тем ценность психологи­ческого анамнеза состоит в том, что в нем реализуется метод генетического (исторического) изучения психических фактов. Генетический метод является одним из интерпретационных. Согласно этому методу всякое психическое явление рассма­тривается как процесс, и исследователь пытается восстановить все моменты его диалектического развития, смену одного этапа другим. Одним словом, реализация этого принципа дает возможность представить изучаемый психологический факт в его конкретной истории.

Генетический метод изучения психики находит свое кон­кретное проявление в реализации метода продольного (лонгитюдинального) изучения личности ребенка. С помощью это­го метода развитие психики прослеживается на основе длительного, на протяжении ряда лет, изучения личности ребенка. Психологический анамнез как бы восстанавливает те этапы исторического развития школьника, которые имели место до момента встречи психолога с этим школьником и вместе с тем фиксирует информацию о наличном уровне развития ребенка.

Данные психологического анамнеза интерпретируются на основе психологической теории после чего вычленяются те еще не решенные проблемы познания личности, которые можно разрешить с помощью других методов: анализа продуктов деятельности, наблюдения, эксперимента, психодиаг­ностических тестов и др. На основе математической обработки всех материалов исследования, сопоставления данных, полу­ченных различными методами, интерпретации всех найденных фактов формулируются выводы о диагнозе психических свойств личности исследуемого школьника.

Принципы психологического анализа

Собрав анамнестические данные о ребенке, необходимо их проанализировать, руководствуясь следующими принципами:

Раскрывать особенности объективно существующих ка­честв и свойств ученика, опираясь на анализ его поведения и деятельности;

Рассматривать психические явления в их связях и отно­шениях на фоне личности в целом и в тесной связи с условия­ми ее формирования;

Видеть личность в развитии;

Искать причины и мотивы поступков и действий, выявлять диалектику внешнего - внутреннего;

Выявлять лучшие, сильные стороны личности, на кото­рые можно, опереться в процессе ее воспитания, и те слабые и отрицательные ее черты, которые следует преодолевать;

Определять своеобразие ее психики и опосредованность этого своеобразия условиями развития и воспитания.
с. 1

Это важно!

Психологический анамнез заболевания — это та часть анамнеза, которая включает в себя выслушивание жалоб пациента, расспрос об оказании влияния заболевания на отношения больного к окружающему миру. При этом жалобы важно тем, в какой манере и какими словами пациент преподносит их врачу. По характеру высказывания жалоб специалист получает первичную информацию об основных особенностях личности пациента.

Сбор данных анамнеза

В соответствии с правилами интегративной оценки пример психологического анамнеза считается с одной стороны неотъемлемой составляющей выстраивания диагностической психологической гипотезы, с другой стороны — это целая система объективной информации, которая дает возможность установить предполагаемые причины и механизмы развития той или иной патологии.

Важно отметить, что почти все специалисты, занимающиеся сбором анамнестической информации, должны уделять много внимания реализации принципа динамического подхода. Сбор психологического анамнеза может основываться на уже установленных фактах из истории развития ребенка, то есть данных из медицинского анамнеза. Но одновременно сбор данных психологического анамнеза обладает своими целями и задачами, представляя собой набор специфических вопросов и тематик, на которых основывается беседа с врачом.

При наличии детально прописанного предшествующего врачебного анамнеза, нет надобности заниматься повторением одинаковых вопросов. В такой ситуации потребуется только уточнить интересующие специалиста стадии и специфику формировании, превращая обычный медицинский анамнез в целую историю развития.

Зачастую психологи, работающие в общеобразовательных учреждениях, в сферах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, являются первыми специалистами, к которым за помощью обращаются родители проблемных детей. В этой ситуации психолог должен проводить оценку всей истории развития ребенка, обращая внимание и на время развития до момента появления на свет.

Это важно!

Умение правильно оценить и проанализировать полученную информацию, которая до этого момента считалась сферой исследования для медицинских работников, считается показателей высокого профессионализма психолога в особенности, когда речь идет о тех специалистах, которые контактируют с детьми с неполноценным развитием психики.

Схема психологического анамнеза и оценка

Образец психологического анамнеза представляет собой историю развития ребенка, которая становится важным источником индивидуализации. Психолог обязан составить причинное описание процессов развития ребенка, а именно:

  1. Выявление источников и основных механизмов основного и самого существенного влияния на процесс формирования личности.
  2. Установление связи событий, произошедших в детском возрасте с особенностями развития психики человека, зафиксированных в данный момент времени.
  3. По мере возможности требуется учитывать специфические особенности реальной психологической картины человека для конкретного возраста. Это может потребоваться по следующим причинам:
  • знание условий развития ребенка дает возможность установить процесс его психологического формирования, что связано с концепциями онтогенеза человека;
  • зачастую различные по происхождению нарушения развития психики и сложности выявляют сходство, а также имеют близкие диагностические проявления.

Психиатрический анамнез используется и в широком смысле своего значения, то есть организуется сбор информации обо всех условиях жизни пациента, об условиях проведения его деятельности и организации общения. Поэтому при сборе данных учитываются следующие факторы:

  1. Систематизация всей собранной информации, включающей деятельность пациента и его психологические характеристики.
  2. Психолог, проводящий опрос, не должен сосредотачиваться только на сборе данных о негативных особенностях пациента.

В процессе сбора анамнестических данных у ребенка могу возникать некоторые сложности:

  • Сведения, которые могут предоставить родители о своем ребенке, сохраняются в их памяти. При этом надо учитывать, что они обычно запоминают всё только самое значимое и яркое, а вот факты, которые могут иметь прямое отношение к отклонения, запоминаются не полностью, поэтому не всегда получается восстановить достоверную картину.
  • В процессе сбора информации требуется выявление реакции ребенка на происходящие изменения, а также характера приспособления к новым условиям. Такие данные бывает очень сложно получить.
  • При сборе информации следует установить влияние фактором стресса и факторов риска при развитии нервно-психологических патологий, а от пациента требуется откровенность.
  • Специалист в процессе должен классифицировать физические сведения из жизни ребенка, которые описывают родители, от интерпретации или оценки таких сведений.

Просмотров