Как влияет интернет на детей. Влияние интернета на дошкольников плюсы и минусы

Проблема компьютерной и интернет-зависимости молодежи достаточно широко обсуждается как в педагогической, так и в медицинской среде. Жизнь современного человека любого возраста невозможно представить без компьютера и Интернета, являющихся важным средством обработки информации и ее обмена. Интернет является новейшим средством коммуникации, оказывающим на психику человека как позитивное, так и негативное воздействие. Несомненно и то, что чрезмерное использование Интернета причиняет вред физическому и психическому здоровью человека, а также может наносить ущерб его социальному статусу. Погруженные в виртуальную реальность люди забывают о жизненных реалиях, практически перестают выходить из дома, бросают учебу, у них повышается утомляемость, а хроническое недосыпание, недоедание и зрительные перегрузки ведут к серьезным проблемам со здоровьем. Необходимость выхода из Интернета вызывает у таких людей эмоциональное возбуждение и тревогу.

Современная медицина пока не включила навязчивое влечение к компьютеру в официальную классификацию психических заболеваний. Тема эта крайне противоречивая, многие ученые сомневаются в том, насколько вообще реален данный феномен, считая, что компьютерная и интернет-зависимость не наносит серьезного вреда здоровью человека. Даже выдвинувший в 1995 году понятие «интернет- зависимость» и определивший критерии зависимости от Интернета американский психиатр И. Голдберг сделал это в качестве шутки, поскольку он не верил и до сих пор не верит в существование зависимости от Интернета .

Тем не менее постоянно растет объем исследований, доказывающих наличие физиологических нарушений у людей, длительно работающих за компьютером. Это нарушение сна, появление многочисленных жалоб на раздражительность, снижение настроения, беспокойство, нервозность, повышенную утомляемость, зрительное, мышечное и умственное утомление, изменение кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений, артериального давления.

Основоположником изучения интернет-зависимости считают профессора психологии Питсбургского университета Кимберли С. Янг. В 1995 году она сделала вывод о том, что компьютер может разрушить человеческую жизнь как в физическом, так и в психическом и социальном смыслах. Она провела аналогию между зависимостью от наркотиков, алкоголя, азартных игр, переедания, секса и зависимостью от Интернета и создала тест-опросник, выявляющий интернет- зависимость. По данным Янг, интернет-зависимыми оказались около 5 % пользователей Интернета - и это в то время, когда и компьютерные технологии были слабее, и распространенность Интернета ниже, чем в наши дни. В 1998-1999 годах появились первые серьезные научные труды по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). Тогда же время в США были созданы консультативно-диагностические и исследовательские службы по проблеме интернет-зависимости.

В нашей стране данный феномен изучается в основном психологами, которые усматривают схожесть интернет-зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми или с химической зависимостью вроде курения и наркомании. Первой из российских врачей подробно исследовать данную проблему стала врач-психиатр В.А. Лоскутова, которая перевела и адаптировала тест К. Янг и предложила рассматривать интернет-зависимость как одну из нехимических аддикпий с соответствующими диагностическими критериями и коррекцией. Согласно ее данным, основными мотивационными факторами возникновения зависимости от Интернета являются возможность анонимного общения с людьми, свободного от морального и этического контроля, реализация не достижимых в реальной жизни фантазий, отождествление себя с любыми персонажами, неограниченный выбор собеседников и их быстрая смена в любом уголке мира, неограниченный доступ к любой информации, ощущение собственного могущества [Лоскутова].

Недавние исследования психиатров говорят о том, что разные формы зависимости связаны между собой и могут переходить одна в другую: нехимическая наркомания часто заменяется химической, к Интернету еще добавляются алкоголь или наркотики [Кирдан, 2006]. Кроме того, нередко за зависимостью от Интернета скрываются различные психические нарушения. С другой стороны, известно, что в патогенезе нехимических зависимостей имеет значение дефицит серотонина, который проявляется тревогой, сниженным фоном настроения, вплоть до суицидального поведения [Мосолов]. Таким образом, интернет-зависимость можно определить как нехимическую зависимость, сопровождающуюся выраженными психологическими симптомами и социальной дезадаптацией.

К. Янг определила пять основных типов интернет-зависимости:

  • 1) навязчивые, бесконечные путешествия по Сети в поисках различной информации;
  • 2) пристрастие к общению и знакомствам в Интернете;
  • 3) навязчивое увлечение компьютерными играми в Сети;
  • 4) навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом;
  • 5) желание осуществлять иногда совсем не нужные покупки в интернет-магазинах ,

М. Орзак выделила физиологические и психологические симптомы, при выявлении которых можно говорить о наличии у человека компьютерной или интернет-зависимости. К психологическим симптомам она отнесла невозможность остановиться, эйфорию, увеличение времени, проводимого за компьютером; ощущения раздражения, тревоги и даже депрессии, когда человек находится не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями, ложь в семье или на работе о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. К физиологическим симптомам относятся сухость и резь в глазах, головная боль как при мигрени, боль в спине, поражения нервных стволов руки как результат длительного перенапряжения мышц, расстройства сна, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за нерегулярного питания, пренебрежение личной гигиеной.

К. Янг говорит о том, что при прекращении пользования Интернетом у зависимых возникает типичный симптом отмены, выражающийся в повышенной тревожности, раздражительности вплоть до состояния депрессии , Интернет-аддикты - индивидуалисты, легко адап- тирующися к относительной изоляции, обладающие высоким уровнем абстрактного мышления, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, иногда с таким накалом эмоций, который невозможен при общении лицом к лицу , В итоге это может привести к тому, что интернет-зависимый человек становится аутсайдером в реальной жизни и тогда уже использует Сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», приобретающего таким образом признание окружающих.

Особенно актуальна проблема возникновения интернет-зависимости в молодежной среде, так как в наши дни даже маленькие дети, вместо того чтобы играть в игрушки, сидят у компьютера. Очень часто в Интернете подростки попадают в ролевую онлайн-игру, которая через некоторое время становится их любимым времяпрепровождением: там они и играют, и общаются, и игра, у которой нет конца, постепенно становится более реальной, чем сама жизнь. Выбирая себе персонажа, увлеченный ребенок рисует ему внешность, дает те характеристики, которые хотел бы иметь сам. Он попадает в сказочный мир, где начинается общение, стиль которого он выбирает самостоятельно. Подросток 13-15 лет в игре может быть насколько опытен, что даже старшие по возрасту люди начинают относиться к нему в процессе игры как к равному. Возникает ощущение, что ты не один, твои интересы разделяются миллионами людей, с которыми можно легко знакомиться, нет необходимости задумываться о том, что хорошо, а что плохо, что прилично, а что нет, никто не осудит, легко можно дать сдачи обидчику. Игры такого типа удовлетворяют практически все потребности - общение на любые темы, флирт и даже социальную реализацию: мальчики чувствуют себя добытчиками, рыцарями, способными защитить девушку; девочки, в свою очередь, помогают им, поддерживают. В итоге подросток понимает, что таких, как он, - много, и если возникает проблема в реальности, то он пускает ее на самотек, возвращаясь в Сеть, и не замечает, как становится интернет-зависимым.

Появление зависимости у подростка происходит не сразу, а проходит через несколько стадий.

  • 1. Стадия легкой увлеченности. Впервые поиграв в игру, ребенок получает положительные эмоции, ведь ему так хочется быть сильным, уверенным в себе; он сравнивает реальный мир и виртуальный и может выбрать последний, хотя пока потребности в игре еще нет.
  • 2. Стадия увлеченности, когда появляется потребность играть. Игра приобретает систематический характер.
  • 3. Стадия зависимости, на которой происходит вытеснение игрой реального мира.

В одном из наших исследований [Маринова] были изучены особенности отношения к Интернету московских школьников и их возможная интернет-зависимость. Результаты анкетирования показали, что школьники считают Интернет полезным открытием, которое прежде всего помогает им в учебе. Они слышали о влиянии компьютера на здоровье, об интернет-зависимости, но не боятся ни первого, ни второго. Несмотря на это, у 12 % опрошенных был выявлен синдром интернет-зависимости.

Очевидно, что современные компьютерные технологии оказывают большое воздействие на психику подростков. С каждым днем становится всё больше пользователей Интернета, но далеко не все они «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость. Существует мнение, что интернет-зависимыми становятся только люди, имеющие склонность к возникновению разного вида аддикций, то есть негативное влияние Интернета напрямую связано с особенностями личности пользователя и может являться результатом расстройства волевого контроля. Интересна концепция Д.В. Колесова, объясняющая принципиальное сходство различных типов зависимостей потребностным циклом с гедоническим ядром, что позволяет предположить сходство нейрофизиологических механизмов получения удовольствия независимо от предмета пагубного пристрастия [Колесов].

Пока специалисты продолжают спорить о том, является интернет- зависимость болезнью или нет, необходимо создавать специализированные клиники или нет, число интернет-аддиктов среди молодежи продолжает увеличиваться. Говорить о синдроме интернет-зависимости однозначно нельзя, т.к. специфика болезни проявляется в большей степени в социальном плане, чем в физическом. Естественно, нельзя и лечить эту болезнь как алкоголизм или наркоманию, т.к. в современном мире компьютеров невозможно полное воздержание от них, а проблема патологической зависимости возникает только тогда, когда стремление отключиться от реальности становится центральной, доминирующей идеей человека. Интернет - новая реальность, с которой нужно считаться, поэтому необходимы дальнейшие мультидисциплинарные исследования его влияния на человека.


Интернет в последнее время, становиться все популярнее и дети, умеют пользоваться им, порой лучше взрослых. Но как влияет интернет на развитие ребенка , какие его плюсы и минусы знают не все. Ошибка родителей в том, что часто они либо пытаются запретить, пользоваться интернетом ребенку, либо просто, не обращают внимания на то, что ребенок целыми днями сидит в интернете. Данную проблему, нужно решать, только психологическим методом.

Обращаться за помощью к родственникам и друзьям, которые не имеют в этом, никакого опыта, не имеет смысла. Психологи изучили данную проблему многих родителе и сегодня, в данной статье, предоставят вам только проверенные на практике многих родителей методы и советы, чтобы решить данную проблему. Вы с уверенностью можете применять все советы на практике, так как они помогли многим родителям, которые не могли решить данную проблему многие годы.

Чем занимается ребенок в интернете

Чтобы понять влияет ли интернет на развитие ребенка , вам для начала нужно понять то, чем занимаются в нем дети. Ведь интернет может нести в себе как пользу, так и вред, для этого нужно осознавать, что ваш ребенок там делает. Конечно, постоянно следить за ребенком это не вариант, но бывает приходиться, чтобы понять, чем на самом деле ребенок занят в интернете. Дети чаще всего: играют в игры, общаются с друзьями, смотрят смешные видео. Игры есть как полезные, так и вредные, общение с друзьями может приносить пользу, так и вред, видео поднимет настроение, но бывает также вредно. Подробнее о вреде и пользе интернета, будет описано ниже. Вам же сейчас, лучше обзавестись тетрадью и ручкой, так как с этого момента, вам стоит начать записывать то, что делают дети в интернете. Либо, чтобы не следить постоянно за ребенком, можете просто просмотреть на компьютере, в браузере историю сайтов, которые посещал ребенок.

Родители в интернете

Часто именно родители подают пример детям, сидят постоянно в интернете радуются жизни и улыбаются, у экранов монитора. Таким образом, дети также проявляют желание, быть как их родители в интернете, и тоже радоваться. И с этого момента, родители начинают думать, влияет ли интернет на развитие ребенка. Конечно, рано или поздно дети все равно захотят сидеть в интернете, но все же, главный пример подают именно родители. Подробнее о том, как дети копируют все, что делают родители, читайте: , где есть конкретные методы, чтобы не навредить ребенку своим же примером.

Польза интернета для развития ребенка

Начнем с того, какую пользу может нести в себе интернет для ребенка, ведь интернет в любом случае, влияет на развитие ребенка с положительной стороны. Хоть и некоторые родители, считают, что интернет полностью вреден для ребенка. Польза в интернете, для ребенка существует. Например, развивающие игры для детей, родители полагают, что все игры вредны для ребенка, но винтернете есть такие игры, которые помогают развитию ребенка, например чтобы научиться петь, писать, рисовать, читать, разговаривать. Так же есть полезные видео, которые могут поднять настроение, дать ценную информацию и помочь в развитии. Также не нужно забывать, что мы живем в информационный век, век технологий и знаний. Поэтому сегодня, все престижные работы, требуют от своих работников знания пользования компьютером и интернетом. Соответственно, если ваш ребенок с детства, начнет пользоваться компьютером и интернетом, у него будет больше шансов, устроиться на престижную работу, даже не имея образования. К тому же, через интернет, можно зарабатывать не плохие деньги, больше, даже чем в реальном мире. Виртуальный мир постепенно охватывает все страны и все семьи. Поэтому нет смысла, запрещать детям пользоваться интернетом и учиться.

Вред, который приносит интернет для ребенка

Такжеинтернет может влиять на развитие ребенка и с плохой стороны, тем самым приносить вред. Ведь сегодня ежедневно создаются все новые компьютерные игры. Вот именно игры, могут негативно влиять на ребенка. Есть игры, которые приносят вред, а есть те, что приносят пользу. Поэтому сегодня дети часто играют именно в те игры, которые несут вред. Игровая зависимость сильно распространяется среди детей и молодежи. Дети порой целыми днями сидят за компьютерами, играя в данные игры. Так вред могут приносить разнообразные плохие видео, и общение, которое постепенно перенеслось в виртуальный мир.

Как уберечь ребенка от вреда интернета

В основном главный вред, который несет интернет для развития ребенка, это ухудшение зрения. В медицине, постепенно с каждым годом, увеличивается число людей, имеющих плохое зрение. Поэтому, данную проблему нужно решать, именно родителям. Начните ставить ограничение для ребенка, на провождение в интернете. Лучший и полезный вариант для зрения, это не больше 2-3 часов. При условии перерывом раз в 1 час, на 15-20 минут. Таким образом, вред для глаз ребенка, не будет производиться.

Интернет развивает в ребенке комплексы

В основном интернет негативно влияет на развитие ребенка именно с психологической стороны. Зависимость в играх и интернете увеличивается среди детей и подростков, и в основном развивает в них разного вида комплексы. Для этого разумнее для начала прочитать статью: , где подробнее опасны самые популярные из них и то, как их решать. А после этого займитесь решением проблемы. Главное то, что родители беспокоятся и любят своих детей, это поможет решить проблему и сделать так, чтобы интернет приносит ребенку только пользу.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки… Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – кладезь информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки.

Влияние компьютера на психику ребенка имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Если говорить о положительном влиянии, нельзя не остановиться на таких аспектах:

  • Компьютер и интернет – доступ к полезной информации. Животные с других континентов, красочные пейзажи, сказочные герои, ответы на сложные и заковыристые детские вопросы – все это можно найти в интернете. Любую книга, фильм, мультфильм можно найти, если хорошенько «порыскать» во Всемирной Сети. Внимание, память, логика – все это можно развивать у ребенка, если подобрать правильные игры и задания.
  • Владение клавиатурой – не самый простой из навыков. Для того чтобы попадать по нужным клавишам, необходимо, чтобы мелкая моторика рук хорошо функционировала. Кстати, это умение мы получаем далеко не при рождении. Печатание на клавиатуре, управление мышкой позволяют развивать некоторые центры в мозге, отвечающие за мелкую моторику рук.
  • Компьютер – способ стирания грани между центром и провинцией. Что ни говорите, а обучение в больших городах стоит на возвышении по сравнению с обучением в глубинке. Опять же возникает неравенство: столичные дети более образованы, чем их сверстники с периферии. Интернет – возможность равных знаний, как для столицы, так и для провинции. Отсюда и комплексов по поводу своей необразованности у детей из небольших населенных пунктов будет меньше.

Одновременно компьютер и интернет могут и отрицательно влиять на несовершенную детскую психику:

  • Для ребенка с его бурной фантазией компьютерные игры могут стать настоящей болезнью. Красочный мир, победы и поражения, интересные соперники – все это захватывает ребенка. Большинство игр несут агрессивные тенденции – убивать, уничтожать. Играя, ребенок отождествляет себя со своим персонажем, становится агрессивным. Если в виртуальном мире можно убивать, разрушать, тогда это же можно делать и в реальном мире – вот такой вывод формируется в детском разуме.
  • Информация эротического характера заполнила интернет. Некоторые фото и видео даже взрослым людям как-то неудобно смотреть. А ведь большинство детей вполне могут иметь доступ к порносайтам. Детский и подростковый возраст – время становления сексуальности. Порносайты же пропагандируют нездоровую сексуальность, эротические (и не только!) взаимоотношения со всеми без разбора. Учитывая несформированную детскую психику, доступность такой информации может просто погубить сексуальность ребенка, сломать всю его дальнейшую жизнь.

Знакомство с интернетом и компьютером – очень ответственный момент, как для родителей, так и для самого ребенка. Начинать осваивать компьютер ребенку лучше лет с 5-6. При этом необходимо делать это под строгим контролем и руководством родителей. Следите, чтобы время компьютерного сеанса не превышало 20-30 минут в день.

Нужно придерживаться некоторых правил, чтобы не допустить пагубного воздействия интернета на психику ребенка:

  1. Объясните ребенку, что сайты могут быть «плохими» и «хорошими», первые лучше не посещать.
  2. Научите ребенка навыкам поиска информации в интернете, сформируйте список наиболее полезных (и безопасных для ребенка) сайтов, добавьте их в закладки, покажите этот список ему.
  3. Ребенок должен знать, что скачивание информации – ответственный процесс, многие сайты «вытягивают» за это деньги.
  4. Установите на вашем компьютере соответствующее программное обеспечение, которое будет выполнять функцию родительского контроля.
  5. Объясните ребенку, что в интернете общаются разные люди, если ваш ребенок встретит где-то негатив, он должен обязательно рассказывать об этом вам.
  6. Не устанавливайте компьютер в комнате ребенка, чтобы у него не было соблазна проводить слишком много времени (особенно в ночное время) возле компьютера.

Если же вы пропустили момент, когда ваш ребенок чересчур увлекся компьютером, тогда необходимо срочно ликвидировать последствия этого. Не кричите на ребенка, не наказывайте его, если заметили, что у вашего отпрыска появились симптомы интернет-зависимости. Постарайтесь с ним спокойно поговорить, объясните ему, что проводить много времени за компьютером – вредно. Постарайтесь «переключить» ребенка, найти для него новое увлечение. Старайтесь вместе больше времени проводить на свежем воздухе. Если все ваши уговоры и старания не помогают, тогда вам необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

На сегодняшний день практически в каждой квартире имеется компьютер с доступом в интернет и родители зачастую придаются вопросу воздействие интернета на детей. Пользуются им не только взрослые, но и дети, чьи действия гораздо труднее контролировать. Интернет - это та среда, где ещё неокрепшая детская психика может оказаться под отрицательным воздействием со стороны. Но во Всемирной паутине существуют и образовательные ресурсы, так что же делать?

В процессе своего «путешествия» по интернету, дети зачастую натыкаются на материал с эротическим содержанием, которого очень даже много в открытом доступе. Естественно, интерес ребёнка к данной теме лишь усилится. Незнание и любопытство повлекут за собой уйму характерных вопросов, так что не стоит держать эту тему закрытой.

Многое зависит от вас. Не нужно бояться рассказывать ребёнку о сексе. Информацию гораздо лучше преподносить в том количестве, в котором ребёнок её поймёт и осознает в своём возрасте. На эту тему написано множество книг, не стесняйтесь пользоваться их советами. Ведь если удовлетворить интерес ребёнка в данном направлении, он и не станет пользоваться не всегда полезными источниками.

Детская безопасность в интернете не раз привлекала к себе внимание, поэтому были созданы специальные программы, блокирующие некоторую информацию. В частности - порнографию. Даже если сам ребёнок будет искать что-то на тему секса, поиск выдаст художественные и медицинские справки.

Зависимость от интернета.

Это не единственная проблема воздействие интернета на детей . У детей и подростков со временем проявляется настоящая зависимость от интернета. Особенно их внимание привлекает общение в социальных сетях, а также онлайн игры. Проблема не будет возникать до тех пор, пока ребёнок не заменит сетью общение с реальными людьми. Будет гораздо тяжелее выйти с ним на полноценный диалог, потому что все навыки коммуникабельного общения утеряны.

Воздействие интернета на детей. Влияние на здоровье.

Влияние интернета не обходит и физическое здоровье ребёнка. Всё время сидя за компьютером, у него не только сильно портится зрение. Заменяя реальную жизнь виртуальной, он совсем не выходит на улицу, не общается с друзьями. Малоподвижный образ жизни, вызванный таким образом, ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Достаточно востребована функция «родительского контроля». Она поможет ограничить доступ ребёнка к некоторым ресурсам интернета, в ней легко настроить время пользования определённым сайтом, что вполне удобно и эффективно.

Что делать без интернета ребенку.

Но важно не только ограничить доступ ребёнка в интернет. Придумайте, как организовать оставшееся свободное время. Содействуйте ему в общении со сверстниками, приглашая их в гости. Не забывайте и сами проводить со своим чадом время. Общаясь, играя вместе или просто выходя с ним на прогулку, вы налаживаете между собой связь.

Под удар попадает отношение ребёнка к учебе. В интернете размещены самые разные рефераты к любому уроку. Это хорошо, но распечатывая их на бумагу, дети даже не вникают в содержимое. И это только рефераты! А ведь в сети существует ещё много готовых решений к задачам из стандартных учебников. Ситуация абсолютно аналогична. Однако, решаема. Тщательно следите за тем, как ребёнок выполняет свою домашнюю работу. Спрашивайте, что он понял, как решил ту или иную задачу. Ведь именно ваша заинтересованность сыграет свою ведущую роль в развитии ребёнка.

Па мятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

Виртуальная угроза, подстерегающая детей в Интернете, становится более опасной, чем очевидные опасности, от которых мы пытаемся защитить наших детей.

Оставить ребёнка в Интернете без присмотра - всё равно, что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты. Родители! Научите своего ребенка использовать Интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме!Помните! Интернет с одной стороны открыл пространство для чистого творчества и свободного выражения, но с другой стороны позволил развиться процессам, пагубно сказывающимся на психологическую безопасность и психологическое здоровье ребенка, подростка!

Какие опасности для детей таятся в Интернете:

Явные опасности

Пропаганда суицидов, порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг. К сожалению, в Интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты - всё это позволяет свободно вливать в детские умы подобную информацию, нанося непоправимый ущерб психике.

Опасные молодёжные течения.

Подросший ребёнок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется - сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду (буллициду) - всё это нужно заблокировать для ребёнка. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют Интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов. Часто в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей формирующейся личности. Подростки много времени уделяют своей внешности, пытаются обнаружить у себя часто не существующие косметические дефекты, самостоятельно исправить их. Подписываясь на такие сообщества или группы в социальных сетях как «0 калорий», «Типичнаяанорексичка» и т.д. ребенок может заинтересоваться и применить на себе опасные диеты и тем самым испортить здоровье.

Виды информации, причиняющей

вред здоровью и (или) развитию детей

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию , пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающаяпротивоправное поведение ;

6) содержащая нецензурную брань ;

7) содержащая информацию порнографического характера .

Родители ПОМНИТЕ!

На страницах Интернета, которые посещает Ваш ребенок, маркерами пропаганды СУИЦИДА являются:

  • наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;
  • наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;
  • выражение положительной оценки, либо одобрение: совершения самоубийства, либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство;
  • информация, содержащая аргументы, побуждающие к совершению самоубийства, в том числе представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка);
  • выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе, включая описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки самоубийства;
  • наличие любого объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, группового и (или) ассистированного самоубийства, а также в целях попытки совершения самоубийства;
  • наличие опроса (голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства;
  • наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства;
  • наличие описания (демонстрации): процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;
  • наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства);
  • наличие повышенного интереса к психоактивным вещества. Учитывая, что дети зачастую обмениваются информацией в социальных сетях с помощью картинок, зрительных образов, интерес к измененным состояниям сознания проявляется наличием изображений различных психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и пр.), информации о способах их употребления, возможных положительных эффектах и отсутствии негативных последствий.
  • наличие в социальной сети на странице ребенка видео- и аудиозаписей с деструктивной тематикой, количество просмотров подобных видеороликов в совокупности с частым упоминанием о них ребенком в повседневной жизни демонстрирует повышенный интерес к подобному поведению.

Наркотики, алкоголизм

Мы говорим нашим детям о том, что алкоголизм - это страшная болезнь, а наркотики убивают, но мы не говорим о том, что они вызывают чувство временной эйфории и что именно в этом кроется опасность. Это наша ошибка. Будьте уверены: об этом они узнают от сверстников, прочитают в Интернете, и тогда беда застанет их врасплох. Не допустите, чтобы ложь опередила вас, найдите время и нужные слова, чтобы верно пояснить проблему.

Секты

Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее - разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы - всё это может быть плодами вирусов.

Интернет-магазины

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем.
Кто-то скажет - если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение. Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого - ничего не стоит. Достаточно просто ничего не делать.

информационно-психологической безопасности

Пункт 1:

Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»

Пункт 2:

Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:

  • размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;
  • совместное с ребенком пользование Интернетом;
  • устанавливать специальные системы фильтрации данных,

самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.

Пункт 3:

При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.

Пункт 4:

Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

Пункт 5:

Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.

Пункт 6:

Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.

Пункт 7:

Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.

Пункт 8:

Главное средство защиты от мошенника, педофила - ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть - никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

Пункт 9:

Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети - игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.

Пункт 10:

Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.

Пункт 11:

Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.

Пункт 12:

Для избегания необдуманных путей решения ребенком своих проблем (в том числе, в сети интернет), обсудите с ним возможность обращения за помощью в службу детского телефона доверия с общероссийским номером 8800 2000 122 в том случае, если он не хочет делиться проблемой с Вами. Объясните ему, что звонок анонимный и бесплатный, что ему помогут квалифицированные специалисты. Позвоните в службу совместно с ребенком, чтобы сформировать у него навык обращения за помощью; снизить страх данного мероприятия.

ГЛОССАРИЙ

Деструктивное поведение - это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Медиаграмотность - грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность (медиабезопасность) детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе - распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Интернет-зависимость (как вид нехимичесокой зависимости) - это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальнаядезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.

Гэмблинг (игромания) - патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Виктимизация детей - это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, т.е. приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно «виктимизацию» определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку.

Киберпреступления - формы: от мошеннических махинаций и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды педофилии, торговли детьми.

Киднеппинг (от англ. kidnap «похищать») — противоправные умышленные действия, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли вдругом месте. Большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к выполнению необходимых для похитителей действий.

Кибербуллинг - нападение с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляется через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах, а также посредством мобильной связи.

Виды кибербуллинга:

Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

Хеппислеппинг (HappySlapping - счастливое хлопанье, радостное избиение) - видеоролики с записями реальных сцен насилия.

Кибервандализм - хулиганство в Сети.

Суицид, самоубийство , (от лат. suicaedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Буллицид - доведение до самоубийства путем психологического насилия.

Спам (англ. spam) — массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.

Троян - вредоносная программа, распространяемая людьми. В отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

Фишинг - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков (Ситибанк, Альфа-банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники.ru). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.

Просмотров