Шесть простых способов, как состарить бумагу в домашних условиях. Как делают бумагу из папируса Папирус своими руками из бумаги

В прошлом году моя подруга посетила страну фараонов Египет и, как полагается, привезла сувенир – декоративный папирус с изображением Тутанхамона, Клеопатры и Нефертити. Все очень красиво, одно «но» - это просто кусок папируса и куда-нибудь его приспособить оказалось настоящей проблемой. После долгого отдыха на полке, решила все таки дать ума подарку. К такому изображению, само собой разумеющееся, подходил бы бамбук, однако где его возьмешь? В строительных магазинах продается только по пучкам, да и не дешевое это удовольствие. Не стала долго ломать голову и заглянула в Интернет. Предложение сделать бамбук из картонных валиков (от пищевой пленки, например, или от фольги, пергаментной бумаги) тоже меня не порадовало, потому как все это сокровище, как правило, всегда выбрасываешь, а зря. И вот, с этими мыслями, искала выход. Как-то раз шла мимо мусорного бака (да-да и не надо смеяться) и увидела обычную пластиковую водопроводную трубу. С радостью притащила ее домой, отмыла и начала работать над паспарту для египетского папируса.

Для работы мне понадобились такие материалы и инструменты:
- пластиковая труба;
- льняной шнур;
- гофрированный картон;
- черная ткань (лучше бархат);
- клей ПВА;
- краски;
- шпатлевка;
- акриловый лак;
- наждачная бумага «нулевка»;
- пила;
- ножницы и канцелярский нож;
- кисти.

Берем гофрированный картон и вырезаем основу на 5 см (с каждой стороны) больше размера папируса.

Вырезаем ткань по размеру основы с припуском 3-4 см для того, что бы обхватить края картона.

Наклеиваем ткань на картон и отставляем в сторону для просушки. Пластиковую трубу распиливаем вдоль пополам. Отмеряем и отрезаем отрезки на 5-7 см больше основания (картонного).

Теперь льняным шпагатом делаем имитации бамбуковых узлов или, так называемых, ребер. Для этого просто наматываем шпагат на трубу в несколько слоев, что бы получился довольно высокий бугорок, примерно 0,5 см. в высоту.

Делать это нужно примерно на расстоянии 15-20 см, но не надо промежутки мерить линейкой. Неравномерное расстояние между ребрами придаст нашему бамбуку природного шарма.

После высыхания и шлифовки нужно прокрасить ребра бамбука. Делать это следует следующим образом: первый этап – покрасить бамбук коричневой краской, дать высохнуть, второй этап – самый выпуклый элемент узла выделить черной или темно коричневой краской.

Затем более светлой краской покрыть весь бамбук и сухой кисточкой в нескольких местах стереть краску. Покрыть лаком. Просушить.

А тем временем наклеиваем наш папирус на готовое паспарту (картон, обклеенный тканью). Снова оставляем сушиться и беремся за просохший бамбук. Теперь я трубы буду называть именно так, потому что они стали действительно на него похожи. Нам нужно сделать рамку. Для этого берем шпагат, и крест накрест привязываем палки. Привязывать нужно очень крепко!

Вот наша рамка.

При помощи иголки или шила прокалываем паспарту со всех сторон на одинаковом расстоянии на 0,5 см. от края продеваем в отверстия шпагат обхватывая рамку. В итоге получается вот так.

Вот так при небольших затратах финансов и времени можно получить эксклюзивный, уникальный, дизайнерский предмет интерьера.

Изготовления материала, заменявшего египетским жрецам и чиновникам бумагу, на протяжении многих веков пребывала в забвении. Виной тому не только на производство папируса и ревностное оберегание секретов ремесла, но и изменение климата в дельте Нила и экологические проблемы. В результате последних папирус в Египте практически вымер. Только во второй половине 20-го века энтузиаст Хасан Рагаб озаботился возрождением этого растения и изучением возможностей его применения. Именно благодаря его изысканиям современному человеку известен процесс изготовления папируса.

Значение папируса для древних египтян

Тропическое относящееся к осокам и родственное сыти, несколько тысяч лет назад образовывало впечатляющие заросли на топких берегах Нила в его нижнем течении. Папирус представляет собой высокий гладкий побег, увенчанный «зонтиком» из узких ланцетообразных листьев. Соцветие папируса напоминает опахало, состоящее из множества колосков. Трехгранный стебель папируса жесткий, гибкий и прочный.

Его применяли как материал для мебели, лодок, плотов. Из оболочки изготавливали веревки, корзины, обувь. Высушенные корни растения использовали в качестве топлива. Мягкую часть побега, которая находилась под водой, употребляли в пищу. Эта же часть идеально подходила для изготовления «бумаги».

Этапы изготовления папируса: расщепление, «сборка», сушка под прессом, полировка, склейка

Нижнюю часть стебля очищали от оболочки, освобождая плотную, волокнистую и липкую мякоть. Её расщепляли на тонкие пластины длиной 40-50 см. Современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней.

Готовые пластинки (филюры) укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей: первый слой - параллельно краю стола, второй - перпендикулярно. Поначалу ширина готового листа составляла не более 15 см, но позже египтяне научились делать довольно широкие полотна. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила.

Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились между собой, и папирус стал тонким и однородным.

Нюансы и малоизвестные факты

Какова технология изготовления папируса, объяснить несложно. Вся сложность заключалась в нюансах. Так, чем дольше папирус выдерживали под прессом или предварительно вымачивали, тем он получался темнее. Важно было не затягивать процесс: египтяне предпочитали светлый материал. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали, чтобы получился свиток. Египтяне уделяли внимание направлению волокон, поэтому обнаружить «шов» было практически невозможно. Писали, как правило, на одной стороне (которую римляне впоследствии называли recto). Изготовление папируса в Древнем Египте было поставлено на поток. Продавали его рулонами: «отрезами» и «на вес».

Папирус в античности

«Па пер аа», или «материал царей», - так называли свою «бумагу» сами египтяне. Они начали применять папирус еще в 3-м тысячелетии до н. э. Греки заимствовали термин, несколько изменив его произношение. Нужно отметить, что Египет обеспечивал папирусом весь и так продолжалось примерно до 800 года н. э. На нём записывались указы, художественные и религиозные тексты, делались красочные иллюстрации. В 1-м веке н. э. историк Плиний Старший в своем труде «Естественная история» коснулся вопроса о том, какова технология изготовления папируса. Однако информация, приведенная им, была довольно скудной для того, чтобы восстановить ремесло.

Согласно Страбону и Плинию, существовало несколько сортов папируса. Августовский, ливиевый и иератический считались во времена Римской империи самыми лучшими. Далее следовали амфитеатральный (александрийский), саитский и тенеотский. Все они были предназначены для письма. Также египтяне торговали «купеческой бумагой» - дешевым «оберточным» папирусом.

Возрождение секретов ремесла

«Какова технология изготовления папируса?» - этот вопрос стал волновать Хасана Рагаба, египетского посла в Поднебесной, когда он познакомился с китайской семьей, занимавшейся производством бумаги традиционным способом. Это было в 1956 году. Вернувшись на родину, Рагаб купил землю под плантацию, привез из Судана местный папирус и занялся научными изысканиями. Рагабу и его ученикам удалось изготовить папирус, не уступающий по качеству древнейшим образцам. На нём талантливые египетские художники выполняли росписи: копии найденных в гробницах иллюстраций и оригинальные работы.

Пока сложно сказать, будет ли современный папирус Рагаба столь же долговечен, как древнеегипетский. Кроме того, климат изменился, стал более влажным, а от влаги папирус портится. Неизвестно также, насколько точно Рагаб воспроизвел процесс выделки папируса. Возможно, он привнес в него что-то свое. Но, так или иначе, современные свитки и успешно продаются, а информация о том, какова технология изготовления папируса, доступна каждому любознательному туристу.

Папирусный свиток своими руками пошагово с фото

Древнеегипетские иллюстрированные свитки - вид папирусной графики, представляющий собой изумительные образцы различных по содержанию рисунков и текстов. За все время существования этого вида искусства (XV до н.э.- III в до н.э) было создано огромное количество экземпляров, от самых примитивных до шикарных образцов иллюминированного папируса. Золотой век папирусных свитков пришелся на Новое Царство. В это время создаются различные по содержанию и стилистике произведения. Наиболее известным стал сборник заупокойных текстов под названием "Книга Мертвых". Название это весьма условное, и в действительности, переводится как «Главы о выходе к свету дня». В сборнике идет повествование о преодолении испытаний душой почившего, чтобы выйти к свету и воскреснуть.

Свиток Некбед из Лувра, 18 династия. Сопровождаемый матерью и женой Небкед встречает бога смерти - Осириса.
Марахина Анастасия Борисовна, преподаватель изобразительного искусства в ЦРР "Летучий корабль"
Описание: данный мастер-класс предназначен для школьников, педагогов дополнительного образования, и всех, интересующихся Древним Миром.
Назначение: работа может стать проектом по уроку истории или МХК, украшением интерьера
Цель: Создание качественной имитации иллюстрированного папирусного свитка
Задачи:
1.Познакомиться с папирусной графикой Древнего Египта
2.Изучить каноны и стилистические особенности древнеегипетских рисунков
3.Придумать, на основе предоставленного материала, художественную концепцию и содержательную часть свитка
4.Научиться имитировать фактуру свитка
5.Научиться тонировать бумагу
6.Научиться использовать метод акварельной заливки и контур
7.Развивать мелкую моторику рук
8.Воспитывать чувство эстетики
9.Развивать воображение
10*. Использовать мастер-класс для ассоциативного изучения исторических дисциплин.
Необходимые инструменты и материалы
1. Распечатки иллюстраций и древнеегипетского словаря
2. Лист акварельной бумаги
3. Скрепка
4. Карандаш НВ и ластик
5. Акварель
6. Кисти синтетические 3 и 5
7. Ножницы
Вступление:
Прежде, чем приступать к мастер-классу, стоит сказать пару слов об особенностях искусства Древнего Египта и продемонстрировать наглядные материалы.
Искусство Древнего Египта представлено в архитектуре, живописи, скульптуре и других видах художественной деятельности. Вы все, наверняка, имеете представление о Египетских пирамидах. А кто знает их предназначение? Правильно, пирамиды являлись последним пристанищем человека на Земле и началом его нового пути в Загробном Царстве. Все древнеегипетское искусство связано с культом смерти: здесь и гробницы с расписанными стенами, и саркофаги, и мумии, а также гимны и различные тексты заупокойного содержания. Сегодня мы с вами познакомимся с папирусными иллюстрированными свитками, которые наиболее полно представлены в т.н. "Книге Мертвых".


Взвешивание души Осирисом и Гором


«Книга мёртвых» Хунефера. «Обряд отверзания уст и глаз». Папирус.
Технология создания папирусного свитка была создана в Египте и потом распространилась по всему Античному миру,но вскоре была утрачена. Ее смогли воссоздать лишь в 20 веке! Главным материалом для создания папирусного свитка выступает растение из семейства Осоковых- Папирус.
Как видите, здесь иероглифы сопровождаются иллюстрациями с изображениями людей и богов. Расскажите, что вы видите особенного в построении фигуры человека, композиции в целом? Сразу бросается в глаза отсутствие прямой перспективы, а также общая схематичность всех форм. Это связано с тем, что древние мастера стремились показать сущность предмета или человека, отсюда и изображение одновременно в фас и в профиль. Перспектива привязывает к моменту и к месту, египетские изображения существуют как бы вне времени и пространства. А теперь посмотрим на иероглифы. Каждый символ обозначает определенное слово или даже словосочетание. С помощью кратких словарей вы сами попробуете составить текст и создать изображение, используя канон.

Т.к. у нас нет настоящего папируса, мы попытаемся сымитировать фактуру с помощью канцелярской скрепки.
Кончиком скрепки процарапываем на поверхности листа сперва - горизонтальные,а затем- вертикальные линии.

Затем приступаем к тонировке. Папирус- материал натуральный, значит и тонировка должна быть выполнена землянистыми естественными оттенками (охра, умбра, хаки и т.д)


Пока сохнет будущий свиток после тонировки, можно подумать над композицией и содержанием. В нашем мастер-классе от "Книги Мертвых" мы отталкиваемся лишь как от художественного источника. В помощь нам, найденные на просторах интернета, канонические изображения богов, простых жителей и других обычных для древнеегипесткого папирусного рисунка предметов и символов.




Используя данные изображения мы можем составить собственную композицию.
А с помощью словаря иероглифов - дополнить иллюстрации пояснениями.


*В конце мастер-класса детям можно предложить расшифровать свитки друг друга.
Приступаем к эскизированию. Для начала надо определиться с ориентацией изображения, затем поделить лист на зоны: поля, иероглифы, рисунок.


Многие свитки поделены на два яруса. Я тоже буду использовать два яруса. На верхнем "этаже" размещу колесницу с лучником, а на нижнем сидящих людей, в оставшемся вертикальном отрезке справа размещу божество.
Делаю набросок всех действующих персонажей.


Затем прорабатываю детали.


После этого можно приступать к заливке. Цвета выбираем локальные,яркие, стараемся наносить цвет без градаций. Для этого берем круглую кисть и наносим ей цвет, хорошо разбавленный с водой. скорее всего надо будет использовать несколько слоев. Не забываем, что для нанесения каждого последующего слоя надо подождать, пока подсохнет предыдущий, иначе рискуете истончить бумагу.

Сегодня мы поговорим о методах «состаривания» бумаги и документов. А зачем вообще из новой, белоснежной бумаги делать старинные, пожелтевшие страницы? А вот зачем: старина была и всегда будет в моде. И, конечно же, сейчас в моде старинный, винтажный стиль.

«Состаренная» бумага отлично впишется в интерьер в старинном стиле. Стоит лишь изготовить и «состарить» таким образом несколько грамот, родословных и т.п. и развесить их в подходящих рамках. Они будут выглядеть весьма реалистично и уместно. А если поступить так же с несколькими книжками и дополнить ими интерьер?

Изделия, сделанные с использованием «состаренной» бумаги, выглядят очень стильно. Часто вы можете встретить бумагу, которая выглядит изрядно потрепанной, в скрап-работах. Также состаренная бумага широко используется в декупаже, скрапбукинге и других видах декоративно-прикладного искусства.

Состаренная бумага применяется для творчества, например, для винтажного подарка. Согласитесь, вот такой подарочный рождественский набор глинтвейна будет намного «богаче» смотреться с рецептом, написанным рукописным шрифтом, выведенным на состаренной бумаге с пожелтевшими, неровными краями.

Таким же образом можно состарить документы, газеты или книги. На состаренной бумаге можно писать пожелания, приглашения, рецепты, распечатывать карты, ведущие к старинным сокровищам, и т.п. Выглядят эти работы потрясающе. Так как состарить бумагу в домашних условиях?

Методы «состаривания» бумаги

Получить состаренную бумагу можно несколько способами.

  1. Дождаться, пока бумага придет в такое состояние естественным путем (при условии, что вы не очень торопитесь и в вашем распоряжении есть несколько десятков свободных лет).
  2. Купить старинные или «состаренные» листы (если у вас есть лишние деньги и специализированный магазин под боком).
  3. «Состарить» бумагу в домашних условиях. Именно об этом способе пойдет речь в сегодняшней статье.

А ведь придать антикварный («состаренный») вид письму, открытке, приглашению, рецепту и т.п. не так уж и сложно и в домашних условиях, не прибегая к использованию каких-то специальных сложных инструментов. Добиться такой «старины» можно несколькими способами.

При помощи кофе

Нам понадобятся:

  • три чайные ложки растворимого кофе (можно взять самый дешевый);
  • сама бумага (офисная, не слишком плотный картон или ватман);
  • свеча;
  • губка;
  • ножницы;
  • горячая вода;
  • широкая емкость.

Ничего сверхъестественного, все это можно найти в любом доме.

Подготовьте к работе бумагу, которую необходимо «состарить». Эмблему, рисунок или текст должен быть нанесен на нее ЛАЗЕРНЫМ принтером заранее, так как распечатать текст на уже состаренной бумаге сложно (краска плохо ложится). Распечатки лучше сделать с запасом, на случай, если испортим одну-две.

Разведите кофе в 250 мл. горячей воды и вылейте полученный раствор в широкую емкость. Остудите его, окуните лист бумаги на несколько минут (зависит от качества используемой бумаги) и просушите его.

После того как лист высохнет, капните на него несколькими каплями этого же раствора, для более яркого эффекта можно нанести на лист несколько гранул растворимого кофе и промокнуть их влажной тряпкой. Снова просушите лист.

Промокните бумагу раствором кофе еще раз. Затем подпалим края при помощи электрической плиты или свечи. Со свечой работаем аккуратно, стараемся не прожечь края, а лишь слегка подпалить их.

Когда бумага подсохнет и станет лишь слегка влажной, сложите ее пополам, а потом еще раз пополам. Сгибы сложенной вчетверо бумаги аккуратно пропускаем между режущими лезвиями ножниц, также можно воспользоваться пемзой. Если бумага все-таки немного порвется, не переживайте, это лишь придаст «возраста» нашему продукту.

Уже просохший лист можно процарапать иголочкой, а затем затереть эти места краем жженой бумаги (царапины проявятся и будут видны четче).

Вот что у нас получилось. Разве кто скажет, что совсем недавно это была распечатка на чисто-белой, идеально ровной офисной бумаге?

При помощи чая

Нам понадобятся:

  • три-четыре пакетика чая;
  • кипяток;
  • губка;
  • сама бумага.

Завариваем чайные пакетики в половине литра кипятка, оставляем настояться.

Вынимаем остывшие пакетики чая и при их помощи наносим чай на бумагу произвольным способом или как в случае с кофе помещаем лист с текстом в широкую посуду с чаем.

Можно для усиления эффекта потертости потереть лист пакетиком чая. После того как бумага полностью пропитается, просто уберите излишки жидкости губкой или бумажным полотенцем и отправьте лист на просушку в духовку (несколько минут при 200 °С ).

При помощи марганцовки

Марганцовку можно купить в любой аптеке, и стоит она недорого. К тому же этот препарат можно поискать и дома, он наверняка есть у садовода или в домашней аптечке.

Нам понадобятся:

  • марганцовка;
  • широкая посуда;
  • горячая вода.

Просто разведите небольшое количество кристалликов в ½ стакана холодной воды и тщательно размешайте до полного растворения кристалликов марганцовки.

Разбавляем этот раствор горячей водой и выливаем в кастрюльку.

Опускаем бумагу в горячий раствор, она моментально приобретает коричневый оттенок. «Состаривание» бумаги таким образом происходит очень быстро. Можно незамедлительно доставать покрашенную бумагу и отправлять на просушку (просто расстелите бумагу на ровной впитывающей поверхности — картоне, газете и т.п.). Используйте специальные щипчики или перчатки, чтобы попутно не покрасить кожу рук.

Еще во II веке до н.э. ученые нашли кусочки бумаги. Это говорит о том что еще тогда начали изобретать бумагу. Но сейчас бумагу делают из дерева – это сложный процесс превращения дерева в бумагу. А если Вы хотите сделать бумагу, но у Вас нет необходимого оборудования? Мы Вам подскажем, а как сделать бумагу. Это занятие очень станет намного интересным вместе с детьми, Вы им будете объяснять подробно, как делается бумага и в то же время расскажите, как сохранить матушку природу. Из такой бумаги можно сделать множество поделок, или использовать для изготовления или .

Как сделать рисовую бумагу для декупажа рецепт

Для изготовления рисовой бумаги понадобится всего лишь три компонента:

  1. Вода;
  2. Соль;
  3. Мука.

Сначала нужно очистить муку от примесей – просеять муку через сито. Добавить воды, соли и перемешиваем в течении 10 минут, пока не образуется что-то наподобие теста. Выкладываем нашу субстанцию в чашу и оставляем на полчаса. После этого выкладываем его на доску и раскатываем в очень тонкий слой. Присыпаем немного мукой, чтобы тесто не прилипало к доске. Как только слой теста высох, разрезаем на листики. К сожалению, такая рисовая бумага не очень подойдет для Ваших записей. Больше всего используют в приготовлении буритто.

Как сделать папирус из бумаги

Папирус очень древний вид бумаги, распространенный в античном Египте.
Изготовить папирус самому не трудно. Возьмите старую бумагу, исписанные детские тетради и порвите на маленькие кусочки. Добавляем к бумаге порванные нитки. В Египте даже добавляли засохших насекомых, фольгу, растения. Поместите бумагу и нитки в какую-нибудь ёмкость и залейте водой. Получиться густая смесь. Оставляем смесь на сутки, а если ее вскипятить, то основа для папируса сформируется быстрее. На следующий день добавляем крахмал и клей, они сделают смесь более вязкой. Перемешаем массу, можно миксером, после чего воду нужно вылить, оставив лишь одно сырье. Следующим этапом отжимаем оставшуюся воду руками и раскладываем на махровое полотенце. Сверху накрываем таким же полотенцем и в качестве пресса сверху кладем несколько тяжелых книг. Ежедневно меняйте мокрые полотенца, чтобы таким образом высушить будущий папирус. И вот уже через 2-3 дня домашний папирус готов. Теперь для окончательного завершения изготовления, папирус нужно прогладить утюгом.

Просмотров