Почему уныние смертный грех. Уныние – смертный грех

Уныние — что такое уныние и с унынием бороться?

Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться? Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35. Он достаточно успешный бизнесмен. У него есть красивая и скромная жена и маленькая дочка, есть большая квартира в Москве, дача, две машины, множество друзей… У него есть то, к чему стремятся и о чем мечтают весьма многие. Но ничто из этого его не радует. Он забыл, что такое радость. Каждый день его гнетет тоска, от которой он пытается скрыться в делах, но безуспешно. Он считает себя несчастным человеком, но не может сказать почему. Деньги есть. Здоровье, молодость – есть. А вот счастья нет.

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский : «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ().

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть» (святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский .

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет ()”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный .

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния.

«В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их. Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” () и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” ()», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Василий Львов

Путь православного – борьба с грехами и страстями, подготовка души к вечному бытию. Дабы умело пройти этот путь и получить спасение, нужно знать как двигаться по избранному узкому пути и какие трудности могут возникнуть. Христианина в жизни часто подстерегает уныние — смертный грех, как бороться с этим разлагающим душу феноменом.

В христианстве верующему предписывается исполнение заповедей, которые были даны Богом на скрижалях Моисею. Эти нормы поведения являются по большей части ограничивающими и регламентируют именно явные поступки.

При этом в новозаветной традиции есть также развитая концепция грехов, которые по большей части относятся именно к душе, хотя и могут выражаться каким-то поступками.

Этим характерно учение Нового Завета, которое больше акцентирует внимание верующего на работе с собственной душой и глубоком искоренении страстей и пороков.

Уныние — смертный грех, который зарождается по причине добровольного отказа человека от Господа и его помощи. Страдающий этим грехом, как бы недооценивает благость и милость Всевышнего, Его безграничную волю.

Как определить

Сейчас многие страдают нервным истощением. Даже верующие, которым легче найти утешение, могут страдать от стресса, нервного перенапряжения. Этому способствует просто особенность проживания в городе, где сейчас пребывает наибольшее количество людей.

Следует различать, что это сейчас овладевает душой и разумом: уныние или нервное истощение, хандра. Есть ряд психических заболеваний данного типа и ряд отклонений, которые периодически могут наблюдаться даже у нормальных людей.

Если говорить языком психологии и опираясь на слова православных психологов, то полностью нормальных людей не существует, есть разнообразие типов и характеров.

В этом разнообразии существуют некоторые нормы и средние величины, а также степень отклонения от нормальных показателей. Незначительные отклонения дают разнообразие типов личности, а существенные являются недугами.

Когда мы говорим об унынии, следует отличать недуг от греха. Ведь болезнь появляется в том числе по причине внешних факторов, зачастую независящих от болящего, а вот грех чаще всего является попустительством самого человека и свидетельствует об отсутствии взращивания веры и работы души.

Итак, если вы чрезмерно утомились и нервно истощены, то не следует считать подобное смертным грехом, вероятнее всего, нужно просто отдохнуть, восстановиться. Однако, если без видимых причин возникает безверие и безрадостность, чрезмерное самосожаление, то перед вами грех, который следует побороть. С опытом душевной работы возникает ясное понимание, как отличить грех от каких-то простых психологических и эмоциональных реакций.

Почему нельзя унывать

Чтобы понять, почему уныние считается значительным пороком и проступком, следует обратиться к простому примеру. Предположим, человек сидит рядом с живительным и чистым фонтаном и жаждет, но при этом не пьет, а начинает громко причитать о том, как хочется ему пить, обвинять других и судьбу в собственной жажде.

Другой человек, который тоже хочет пить, но не знает ничего о фонтане либо располагается вдалеке от него, имеет какое-то оправдание подобному поведению. Ведь он действительно изнемогает и не имеет возможности утолить потребность. При этом тот, кто сидит рядом с фонтаном и начинает роптать, не заслуживает никаких поблажек. Так же и православный начинает унывать, тогда его поведение выглядит более, чем странным.

Ведь этот человек осведомлен об истинах, открытых Богом:

  • знает о Христе, который открыл всем и лично ему путь ко спасению;
  • знает о святых и Богородице, которые молятся за него и могут помочь;
  • видит других верующих, примеры монахов и подвижников, которые и в его времена совершают духовные подвиги;
  • как минимум, слышал о чудесах, когда Господь помогает верующим;
  • знаком с понятием благодати, которую ниспосылает Бог и, возможно, даже видел какие-то явные примеры.

Таким образом, в нужде и суровых обстоятельствах православный всегда может испить из фонтана веры и получить помощь.

Обратите внимание! Неверующий имеет больше поводов для уныния и весьма существенных, так как может полагаться только на себя и других людей, а эти возможности, как известно, далеко не безграничны.

Неверующему, действительно, есть о чем печалиться. Верующий всегда обладает с Божьей помощью безграничными возможностями, поэтому, ему никогда не следует унывать. Чтобы избежать этого порока, нужно просто понять отсутствие поводов для такового. Верующему всегда помогает Господь и мудро наставляет. Православный человек всегда в более выгодном положении, чем атеист или заблуждающийся, так как у христианина всегда есть поддержка Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Полезное видео: грех уныния — как с ним бороться

Последствия

Многие знают, к чему приводит вечноеуныние, следствием подобного состояния является безверие. В этом мире много трудностей и горестей, но для православного человека все эти факторы являются временными и не особенно значительными, представляют собой только своеобразную подготовку, школу перед бытием вечным.

Есть масса примеров различных великомучеников и других православных людей, которые никогда не впадали в уныние, хотя терпели огромные страдания и различную хулу от других людей, были гонимы и попрекаемы, унижаемы. Несмотря ни на что, в противоположность унынию, они сохраняли радостное расположение и крепкую веру.

Если посмотреть на простого искренне верующего православного человека, то он практически всегда радостен и приветлив к другим, сохраняет, говоря современными словами, позитивное расположение духа. Ведь такого человека, по сути, нечем опечалить, он силен в собственной вере, знает о заступничестве Господа. Отсутствие этого греха в сердце приводит к крепости духа и укрепляет веру, которая, в свою очередь, способна принести огромные блага, как говорил Христос «даже веры с горчичное зерно достаточно».

Если человек двигается в обратную сторону и наполняется смертным грехом, то итогом этого становятся:

  • «расхлябанность» души и маловерие;
  • отсутствие крепости духа;
  • хула на Господа и заблуждения;
  • плохой характер;
  • даже телесные недуги.

Стоит сказать, иногда люди даже понимают что этонедопустимо, но становятся зависимыми от такого душевного ощущения.

Этим людям начинает нравиться:

  • когда другие жалеют;
  • получать помощь от окружающих;
  • пребывать в своеобразной печали и извлекать из этого удовольствие.

Как избавиться от уныния – только душевным трудом. Держать себя в некоторой строгости и бодрости, разобраться и сказать себе: «не все так плохо», «не о чем волноваться», надо уповать на помощь Господа. Отсутствие духовной жизни приводит к унынию.

Как понять, что значит трудиться внутренне: искать радость в Господе, развивать уверенность (не путать с чрезмерной самоуверенностью) в себе. Уныние позволяет развивать лень, поэтому может быть даже в чем-то приятным, ведь ничего делать не нужно, а другие могут даже иногда посочувствовать и пожалеть.

Тем не менее, даже если такое состояние приносит какое-то временное удовольствие, в перспективе оно действует на душу иссушающим образом. Недаром говорится именно про смертный грех, так как он губительно действует на душу.

Хотя и тело тоже может страдать, человек, который привык унывать, также привыкает быть грустным, перестает искренне радоваться миру, у него на этой почве могут возникнуть различные недомогания психические и физические. В крайнем пределе человек впадает в абсолютную грусть, разочарование и даже может наложить на себя руки.

Как бороться

Святые отцы об этом писали довольно много и всегда наставляли своих духовных чад взращивать в себе радость. Только радость не простого человека, наподобие положительных эмоций от просмотра комедии, а более совершенную и вневременную, связанную с пониманием своего положения в мире. Многим православие кажется мрачной религией и, действительно, эта вера активно развивает аскетику и строгость, но эти качества не являются противоположностью радости.

Обратите внимание! Православный человек стремится держать себя в строгости, возвышаться над телом и страстями, но он также стремится радоваться своему ближнему и всему миру, переживать чудо каждого мига этого земного бытия.

Как бороться с грехом уныния. Сначала нужно понять простую истину: поддаваться этой наклонности означает потворствовать Сатане и его приспешникам. Дьявол стремится ввергнуть людей в различные пагубные наклонности, отвратить от Господа. Культивацию в себе радости и крепкой веры, здравого отношения к себе и собственной ситуации, уверенность в помощи господа и собственных возможностях следует осознавать как борьбу со всем нечистым в этом мире. Википедия не дает подробных инструкций на этот счет, но многие православные написали различные труды о том, как вести такую борьбу.

Приведем самые главные советы:

  • не обижаться на мнение других;
  • не впадать в жалость к себе, всегда в этом мире кому-то хуже;
  • взращивать основные добродетели — Веру, Надежду, Любовь;
  • избавляться от самолюбия;
  • посещать храм, молиться дома, читать духовные книги;
  • вдохновляться примерами других, общаться с людьми, которые мыслят позитивно;
  • искать радость во всем, даже в самоограничении;
  • сохранять такое расположение духа, чтобы не подвергаться внешним воздействиям чрезмерно;
  • совершать духовный труд и выбирать некоторые телесные ограничения, которые способствуют укреплению веры.

Как свидетельствуют некоторые источники, преодолевшим грех уныния открываются невероятные перспективы. Человек, совершивший такое, всегда обладает счастьем и являет собой идеалы добродетели. Уныние может приносить небольшое удовольствие, как сказано ранее, но в итоге оно невероятно губительно.

Каждый из нас на протяжении жизни попадает в ситуации, когда кажется, что беспросветная темная полоса никогда не засияет яркими красками. Мы опускаем руки, впадаем в депрессию и перестаем радоваться окружающим нас вещам. Библейские Заповеди классифицируют такое состояние, как недопустимое и не подходящее для духовно развитого человека. Поэтому верующие люди пытаются найти ответ на вопрос, почему уныние смертный грех , как бороться и не поддаваться искушению.

В Заповедях четко указано, какие грехи относятся к наиболее тяжким:

  • становление собственного Я над окружающими (высокомерие);
  • не желание делиться предоставленными благами (скупость);
  • сильное влечение к сексуальным удовольствиям (сладострастие);
  • эмоциональное состояние, направленное на борьбу с несправедливостями (гнев);
  • чрезмерное увлечение едой и спиртными напитками (чревоугодие);
  • негативные чувства, возникающие по отношению к тем, кто владеет определенными материальными ценностями (зависть);
  • чрезмерное безделье и отдых (праздность).

Грех уныния оберегается одним из Демонов, который старается не допустить человека к согласию с самим собой и полному примирению с Господом.

Его действия доводят человека до:

  • апатии,
  • снижения жизненных сил,
  • ощущения собственной ненужности,
  • потере интереса к происходящим вокруг нас событиям.

Помогают ему в этом Неведение и Забвение.

Это двое других наиболее сильных демонов-исполинов.

  • Еще состояние уныния называют злым проявление Ленности.
  • Хандра удерживает человека от походов в церковь, молитв и иным спасительным богоугодным делам.
  • Его охватывает безысходные чувства безразличия и равнодушия.
  • Ни в каких поступках и делах он не находит радости и утешения.
  • В такой ситуации часто возникает отторжение окружения, человеку ничего не мило, он никого не хочет видеть.

Десять Божьих заповедей перечисляют действия и помышления, которые отступают от праведной жизни.

Почему уныние считается грехом

Он достаточно тяжкий с точки зрения Библии.

Это такое эмоциональные порывы, когда человек чувствует себя обессиленным, ему постоянно себя жалко. Может возникнуть и в результате наплевательского отношения к собственной персоне.

Из-за чего уныние причисляют к греху:

  • Многие хотят получить точный ответ на это утверждение. В православии словами-синонимами считаются депрессивное и унылое состояние. Они соединены с бездельем, праздностью и телесными расслаблениями, чего нельзя допускать верующим людям.
  • Священники уверены, что чаще всего такое положение вещей посещает человека ближе к полудню. Поэтому, и носит название «полуденный бес».

Как к унынию относится церковь

В этот период нам чаще всего хочется спать, нет желания заниматься делами и молиться.

Так как с давних времен все монахи вставали еще до восхода солнца, то 12 часов всегда считалось половиной прожитого дня. А трапеза происходила два раза в сутки – в обеденное время и вечернее. И, когда внезапно одолевала скука при каких-либо действиях, то это причисляли к унынию.

  • Об этом неоднократно упоминал в своих писаниях Феофан Затворник. Причем, расслабленность приходит не только по отношению к бытовым делам, но и к житейским или молитвенным.
  • В связи с тем, что подавленность толкает нас на то, чтобы отказаться от всех дел, возникает необходимость изучение понятия уныния как смертного греха и как бороться с ним.

В качестве одного из главных методов часто предлагают воспитывать силы духа, которая поможет стать деятельным и достичь определенного положения в обществе.

История о монахе

Известна история об одном монахе, описанная святителем Игнатием. Она повествует о том, как служитель Бога впал в уныние и предпринял попытки оставить молитвенные предписания. Постигшее его чувство было настолько сильно, что у него не было сил далее совершать свою монашескую деятельность. За советом он обратился к старцу, поведавшему ему известную притчу.

«У одного человека поле поросло тернием. Он призвал на помощь своего сына, чтобы тот убрал сорняки до момента, как нужно будет проводить посевные работы. Молодой человек собрался с энтузиазмом взяться за дело, но, посмотрев, в каком состоянии находится поле, расстроился и уснул прямо на земле.

Отец, пришедший проверить, как продвигается работа, увидел спящего сына и стал будить его. Он обвинил юношу в непослушании и предложил ежедневно очищать поле хотя бы маленькими частями. Сын послушал отца, и вскоре поле было засеяно и получен большой урожай.

Старец в конце своего повествования сказал монаху: «Так и тебе не нужно унывать, маленькими шажками делай богоугодные дела, тогда твое прежнее состояние вернется к тебе обратно».

Эмоциональные проявления тоски, печали, грусти, апатии охватывают нас полностью и не дают осознать, насколько они разрушительны и истребляют все хорошие помыслы на своем пути.

Многие люди предписывают это своеобразной и неизведанной русской душе. Малая доля истины в этом все же есть. Но психотерапевты-практики уверены, что длительное нахождение в состоянии подавленности — довольно опасное явление, которое может привести к непоправимым последствиям – самоубийству.

Поэтому, бездействие и упадок духа церковь относит к тяжким грехам.

Печаль, депрессия, уныние – что страшнее

Православие выделяет этот вид соблазна в отличительный тип, тогда как католицизм подчеркивает наличие еще печали. Отличия между этими двумя составляющими практически незаметны.

  • Но печаль – это негативно окрашенная эмоция, которая временна и связана с нехорошим событием или действием.
  • А для уныния особая причина не нужна. Оно посещает нас нежданно, хотя, впрочем, так же и уходит.
  • Человек начинает переживать по любому поводу и не может стабилизировать свои эмоции, даже при благополучном исходе всех начатых дел.

Тем не менее, представители церкви считают, что нам не дано испытаний более, чем мы можем вынести. Поэтому все тяготы мы должны воспринимать оптимистично, уверенно ожидая лучший исход. Иначе, получиться так, что человек не доверяет единому учению о Боге и мире. В результате, душа предоставлена сама себе и испытывает страдания и мучения.

  • Человек, подающийся унынию, не верует в добро.
  • В этом случае у него совершенно не остается сил на проведение спасительных действия, так как потеряна надежда и разбиты все мечты.
  • В конце концов, это разрушительно для души человека, что негативно отражается и на его теле.
  • Впасть в уныние – это утомить свой ум, расслабить душу и начать обвинять Бога в немилосердии и отсутствии любви к созданным им сущностям.

Основные признаки унылого состояния

Чтобы не дать ход развитию разрушительных процессов, нужно своевременно выявить основные симптомы проявляющейся ленности.

В таблице приведены наиболее распространенные и часто встречающиеся у большинства людей виды хандры, описывающие уныние как смертный грех, как бороться с ним и не поддаваться отчаянию.

Симптом Описание
Расстройства сна Если человек не может спокойно спать ночью, в его голове постоянно роятся тревожные мысли, либо, напротив, он спит сутками напролет, то это можно смело отнести к тревожному звоночку.
Неполадки в работе кишечника Нормальный стул индивидуален для каждого человека.
  • Но, когда у вас возникают постоянные задержки в опорожнении или запоры, тогда следует начать применять меры лечения медикаментозными препаратами.
  • В противном случае, это отразиться на общем вашем эмоциональном состояния.
Нарушение аппетита Вы вдруг заметили за собой склонность к перенасыщению или употребление приготовленных блюд не вызывает у вас удовольствия.

Обязательно обратите внимание на этот факт, являющийся одним из симптомов надвигающегося состояния апатии.

Сниженная сексуальная активность
  • Плотские удовольствия не приносят вам былого удовлетворения, и у вас отсутствует сексуальное желание.
  • Ожидайте наступления чувства опустошенности, вы перестанете радоваться жизни.
Утомляемость Быстро уставать от физических или умственных нагрузок вы можете при условии достижения определенного возраста.

Но, если вы заметили, что это происходит моментально, вот тут следует насторожиться и приложить все усилия, чтобы не допустить развития этого состояния.

Развитие заболеваний Болевые симптомы, ощущаемые в желудке, мышцах или сердце – первый ласточки, провоцирующие упадок сил и духа.
Развитие негативных эмоциональных всплесков Черты характера, от которых нужно стараться избавлять в первую очередь:
  • беспомощность,
  • вялость,
  • безволие,
  • мягкотелость,
  • потеря сил и жизненных целей.

Уныние как заболевание

Ощущение внутреннего конфликта между вашей душой и Богом может впоследствии перерасти в органическую болезнь.

  • Частые смены в настроении, подавленность ведут к общему обессиленному состоянию.
  • Постепенно грех начинает врастать в тело человека, грозя ухудшением здоровья и необходимостью обращаться за помощью к медицине. Выздоровление возможно.
  • Церковь предлагает в этом случае примириться с нашим внутренним естеством и Богом.

Как не унывать в трудной жизненной ситуации

Исправить такое положение дел может только человек, занимающийся постоянным саморазвитием и самоусовершенствованием. Когда собственными силами не сломить депрессивное состояние, можно обратиться к духовнику из монастыря.

Он способен найти пути выхода, применив психотерапевтические приемы и методы. Приготовьтесь к тому, что ваша беседа будет длинная, так как выявить источник душевной скорби не так просто, как кажется на первый взгляд. Но, в конечном счете, вам вылечат душу, так как уныние – это заболевание, которое нельзя пускать на самотек.

Негатив в вашей голове

Осознав необходимость ведения борьбы с телесным и духовным недугом, следует постараться переориентировать свою жизнь и направить ее течение в иное русло. Главное, освободитесь от греховных чаяний и надежд, так как они разрушают и тело, и душу. Иногда понадобиться прибегнуть к методам современной медицины. Отказываться от такой возможности не стоит, так как таким образом вы укоряете Создателя.

Как противостоять унынию

Православные верующие, как уже говорилось выше, считают состояние уныния сродни депрессии. Скорее всего, это предположение не напрасно. Именно оно приводит к состоянию общей подавленности, из которой выйти без посторонней помощи бывает очень сложно, а, иногда, просто невозможно.

Современная психология и медицина в своем арсенале имеет много методик, анализирующих уныние как смертный грех, знает как побороть его и искоренить этот недуг.

Что запрещает церковь

При этом, не забывайте, что церковь во все времена негативно смотрела на таких людей. По установленным канонам священники не приветствовали применение медикаментозных средств лечения такого греховного состояния. Соответственно, у верующих людей всегда возникает резонный вопрос, как же выйти из него, не нарушая Заповедей?

Молитвы от одиночества

  • Единственный выход – постоянные молитвы и избегание одиночества.
  • Ни в коем случае не рекомендуется замыкаться в себе, а, наоборот, начать вести более активный образ жизни.
  • Посещать новые места, отдыхать на природе с друзьями, ходить в кино, театры или на выставки.
  • Психологи сходятся в едином мнении, что избежать начинающейся депрессии можно только при спортивных занятиях и подвижном образе жизни.
  • Физические упражнения способны избавить от накопившейся негативной нагрузки на мозг, помогая стать уверенным в себе человеком.
  • Церковь, со своей стороны, призывает пустить веру в свое сердце, искренне обращаясь к Богу ежедневно со словами молитвы.

В церковных канонах для этого есть специальная молитва:

Риск суицида

Недостаточная уверенность в своих способностях, отказ от попыток улучшить положение вещей или неспособность изменить свою жизнь парализует нас с такой силой, что мы сами отказываемся от борьбы.

Если эти ощущения глубоко проникают в наш мозг, то возникает риск появления суицидальных наклонностей.

Как не унывать в трудной жизненной ситуации и научиться справляться с возникающими невзгодами, которые непонятно откуда возникают и куда уходят? А делать что-то нужно обязательно, так как в конечном итоге в нашем сознании может глубоко засесть мысль, что все предпринимаемые попытки бесполезны, и изменить ничего нельзя.

Найти причину депрессии

Перед тем, как начать избавляться от негативных эмоциональных всплесков, следует выявить причину такого положения дел.

Она может быть довольно серьезной:

  • длительная болезнь,
  • падение по карьерной лестнице,

или самой обычной:

  • ежедневная рутина на работе или дома, которая больше не радует.

Как бороться с депрессией

Эти дела отложить или не выполнить нет возможности. Они засасывают и вызывают скуку, сопровождающуюся отсутствию желания изменить текущее положение вещей. Мы как будто бы застряли в трясине, не видим окружение и не можем понять, что и как вокруг нас происходит.

К снижению мотивации приводит и то, что нет определенного результата от выполняемой работы. Мы, как роботы, погружены в сам процесс без получения обратной связи.

В результате – мысли о собственной ненужности, неустроенности и покинутости.

  • Не допускайте уныние в свою жизнь, постоянно изменяйте качество производимых действий, образ мыслей и поступков, развитие ситуации в противоположном направлении.
  • Когда вы постоянно трудитесь, не поднимая головы, вам нужно расслабиться.
  • Смените обстановку – сходите в музей, проведите отпуск у моря, посетите с друзьями горы и т.д.
  • Если у вас небольшая загруженность, и вы изнываете от безделья, напротив, начните активничать: смените сферу деятельности на абсолютно противоположную, познакомьтесь с новыми людьми, начните бурную общественную деятельность, да, смените спутника жизни, в конце концов.
  • Вам необходима эмоциональная встряска, новые впечатления и интересы.

Соответственно, серьезный подход к рассмотрению ситуации уныние смертный грех как бороться и искать правильный выход из негативного состояния, позволит преодолеть все симптомы самостоятельно.

Как не сломаться

Главное, не дать процессу перейти в фазу вялотекущего заболевания. Как и иные формы, его следует лечить сразу же, немедленно, при начинающихся проявлениях.

Не дайте докатиться до депрессии, выход из нее самостоятельно найти довольно сложно. Отнеситесь к себе со всей заботой и внимательностью.

Десять способов борьбы с отчаянием

Развивающееся уныние вызывает пессимистические настроения и постоянное раздражение.

Способы борьбы с ними довольно просты. Вам нужно попытаться улучшить свое настроение всеми возможными методами.

Ниже приводим список наиболее оптимальных, из которых вы выберете подходящий конкретно для вас.

Краткое описание способа Как позволяет бороться с унынием
Удачное решение проблемы зависит только от вас Ни один практикующий психолог не способен заглянуть в глубины вашей души для того, чтобы управлять ею.
  • Вам нужно научиться избегать появления апатии и ухудшений настроения самостоятельно.
Вера в удачный исход
  • Постоянно приводите доводы, гарантирующие кратковременность черной полосы в вашей жизни.
  • Научитесь верить, что позитив и счастье уже стоят на пороге, вам остается только открыть им двери.
Приводите примеры положительных моментов из прошлого Умейте выявлять все хорошее, что происходило с вами в прошлом, перенося его на события настоящего.

Даже самые жестокие переживаемые испытания не лишены положительных сторон.

Никто не станет спорить, что довольно непросто увидеть позитив, когда все вокруг кажется темным и мрачным. Однако, приложите к этому все свои усилия, и у вас обязательно получится.

Тогда останется просто придумать наиболее радостные сценарии развития дальнейших событий.

Пусть они будут невероятны, но с хорошим концом.

  • Полная перенастройка своих мыслей приведет к тому, что вы более не будете задумываться об окружающих вас бедах, а с уверенностью взглянете в завтрашний день.
Наполните свою жизнь интересными занятиями Вспомните о своем хобби
  • Это может быть путешествие, экскурсия, готовка, увлечение музыкальными композициями, вышивка или чтение книг.
  • Отделите на несколько часов себя от проблем невидимой преградой и полностью окунитесь в свои увлечения.
  • Через некоторое время вы заметите, что настроение ваше улучшилось, и вы готовы к дальнейшим подвигам.
Дыхательная гимнастика Волнующийся или чем-то расстроенный человек дышит неглубоко и с усилием.
  • Чтобы избавить свой мозг от негативных мыслей, глубоко вдохните, задержите дыхание и выдохните все свои отрицательные эмоции.
  • Таким образом, вы не только улучшите свой настрой, но и обогатите организм кислородом, перестав задумываться, как не унывать и радоваться жизни.
Массаж биоактивных областей на теле На нашем теле расположены точки, массирование которых позволит избавить нас от печали.

Не нужно скептически относиться к данной рекомендации.

  • В тяжелые моменты попробуйте надавать большим пальцем одной руки на углубление ладони другой или помассировать мочки ушей.
  • Уже через несколько секунд вы ощутите прилив бодрости и избавитесь от уныния.
Занятия спортом Затяжной характер плохого настроения помогут преодолеть физические упражнения.

При их проведении вы будете ощущать мышечную усталость, которая переключит ваши мысли в другую сторону от негатива.

Вы можете записаться в тренажерный зал, сходить в бассейн или просто заняться пешими прогулками на свежем воздухе.

Ароматерапия Мятный запах или эфирное масло из апельсина отлично сработают в качестве выключателя неблагоприятных моментов.
  • Вы можете нанести несколько капель на запястье или на платочек, который положите под подушку.
  • Вдыхая их запах, постарайтесь расслабиться и погрузиться в атмосферу блаженства и эйфории, которая так губительна для стресса и опустошенности.
Излейте неприятности на бумаге Возьмите листик и постарайтесь изобразить на нем все то, что вызывает у вас отрицательные эмоции.
  • Можно просто рисовать, а можно перечислить в виде списка проблем.
  • После того, как вы выплеснете все наружу, просто порвите бумагу и сожгите ее остатки.
  • Представьте, что в пламени растворяются все ваши горести и неприятности.
Используйте гормон удовольствия Впустите в свою жизнь события, которые доставляют вам радость.
  • Возможно, это нежные прикосновения любимого при совместном просмотре фильмов на диване.
  • Вы любитель сладкого? Купите торт, шоколадку или любимое пирожное и съешьте.
  • Измените свою меню, включив в него рыбу. В ней содержатся все необходимые вещества, вырабатывающие гормон удовольствия.
  • Главное, не замыкайтесь в своей проблеме.
  • Устройте романтическое свидание или накройте праздничный стол для близких людей.
  • Вы сразу почувствуете бодрость, а уныние исчезнет бесследно.

Стремитесь находить светлые стороны в любом событии, даже, порой, кажущемся бессмысленным и нелепом. Не пытайтесь избежать неприятностей, они закаляют наш дух, помогают стать чище и благороднее. Возьмите вашу жизнь под полный контроль, чтобы не допустить разрушительной силы депрессии, апатии и тоски.

Достаточно дать себе четкую установку, что уныние смертный грех как бороться и избавляться от опасного чувства, чтобы оно не смогло нанести вашему физическому и душевному состоянию значительного ущерба.

Больше полезных советов от уныния.

Почему в христианстве уныние считается смертным грехом, хотя формально человек не делает другим ничего плохого? Что говорят об этом священники и психологи, и как лучше бороться с данным состоянием


Уныние в христианстве считается седьмым смертным грехом, и это вызывает неподдельное удивление у многих верующих. В обычном представлении грех – это причинение ущерба другому человеку, например, кража, убийство, зависть, измена. В случае с унынием ситуация сложнее: человек не доставляет никому никаких неудобств, и страдает в одиночку. Почему же такое состояние считается греховным, что говорит об этом психология, и как можно от него избавиться?

Уныние вполне естественно, так почему это грех

В любой период жизни у совершенно разных людей может возникнуть непреодолимая тоска, постепенно перерастающая в уныние. Это совершенно естественно, особенно если приходится сталкиваться с психотравмирующими ситуациями. Это может быть потеря работы, разлука с любимыми людьми, сложность в достижении поставленных целей. Почему же уныние считается грехом? По мнению святых отцов и богословов, такому состоянию подвержен определенный тип людей, которые «больны» еще одним грехом – гордыней. В состоянии гордыни человек считает, что в его проблемах и скорбях виноваты другие люди и обстоятельства. Ему начинает казаться, что все идет наперекосяк, и из таких ситуаций нет выхода. При этом он не пытается найти причину неудач в себе, своем поведении. Опасность, по мнению священников, заключается в том, что человек не желает принять Божью волю на происходящее и постепенно отворачивается от него, все больше погрязая в гордыне. В конце концов человек, доведенный до отчаяния собственными безрадостными мыслями, может совершить еще один тяжкий грех – самоубийство, который навсегда закроет грешнику путь в Рай.

Уныние души: психология состояния



Что думает психология об унынии души? Такое состояние считается предвестником депрессии, и возникает вследствие неразрешенных внутренних конфликтов либо продолжительного стресса.
Внутренние конфликты – это когда ожидания не соответствуют реалиям. Этому подвержены люди с меланхолическим складом характера, которых малейшая неприятность выбивает из колеи на долгое время. А если такие события происходят постоянно – человек впадает в уныние и перестает пытаться хоть как-то влиять на происходящие события.
Человек перестает радоваться тому, что еще недавно делало его счастливым, теряет жизненные ориентиры, происходящее кажется ему безрадостным и бессмысленным. Постепенно некогда полноценная жизнь превращается в унылое существование, когда ничто не радует и не побуждает к действию. На консультацию к психологу люди приходят крайне редко, и то тогда, когда пациенту может потребоваться помощь психотерапевта для разрешения возникшей ситуации.

Можно ли уныние приравнять к скуке

Часто возникает вопрос: уныние и скука – это одно и то же? Не совсем. Скука – это первая «ступень» к скатыванию в уныние, когда человек начинает переставать получать удовлетворение от своей жизни. Такое состояние, при своевременном выявлении, поддается коррекции. Для более успешной работы над собой можно проконсультироваться с психологом, который подскажет «больные места» и поможет их скорректировать.
В случае с унынием работа со специалистом будет продолжительной, при затяжной депрессии может потребоваться прием антидепрессантов.

Лекарство от уныния – методы спасения



Лекарства от уныния будут различными у психологов и священников.
Советы психологов:
  • Следует принять тот факт, что с унынием придется бороться самостоятельно, при пассивном поведении оно никуда не денется, а лишь усилится. Здесь крайне важно волевое принуждение, без этого невозможно избавиться от данного состояния
  • Можно вспомнить, какие хобби и занятия доставляли радость раньше, и снова начать это делать, даже если не хочется.
  • Отыскивать радостные моменты в прошлом, в настоящем также концентрироваться на позитиве
  • Если человек чувствует, что ему сложно справиться самому, следует обратиться к психологу. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны, отыскать «болевые точки» и провести коррекцию
  • В некоторых случаях уныние это не психологическая, а физиологическая проблема. Это может происходить из-за нарушений в работе эндокринной системы, или быть, наравне с другими симптомами, предвестником различных заболеваний. Поэтому нелишним будет пройти медобследование на выявление возможных скрытых патологий
  • Больше времени проводить на природе, потреблять свежие овощи и фрукты, чтобы исключить авитаминоз
  • Занятия спортом также способствуют повышению серотонина «гормона радости» и помогут бороться с унынием
  • Ароматерапия, массаж являются вспомогательными средствами, которые благотворно влияют на душевное состояние
  • Общаться с дорогими и любимыми людьми, чтобы не чувствовать одиночества и ощущать свою значимость для других
Основной совет священников сводится к следующему: борьба с унынием будет успешной в том случае, когда человек сможет побороть гордыню и стяжать смирение в душе. Этот путь нелегкий, и начинают его с чтения Библии для понимания своих слабостей. Затем следует контроль собственных эмоций и страстей, который приводит к появлению смирения.
Важно! Стоит оговориться, что данный путь избавления от уныния является гораздо более сложным, чем советы психологов, но в конечном счете гораздо более эффективным.

Молитва от уныния и отчаяния – чтоб наверняка



В борьбе с грехом уныния и отчаянием поможет молитва таким святым, как Николай Угодник, Богородица, Иоанн Кронштадтский, Великомученица Варвара.
Чтобы творимая молитва принесла покой в душу, следует учитывать следующие моменты:
  • Молиться нужно в тихом, укромном месте, где ничто не будет отвлекать внимание или мешать
  • Текст молитвы следует читать не спеша и вдумчиво, чтобы понимать каждое слово
  • Произносить слова можно как вслух, так и про себя
Как только чувство тоски начнет подступать, следует читать молитву, даже если нет желания. Священники говорят, что усердная молитва Богу поможет человеку преодолеть данное состояние.

Как бороться с унынием: видео

Ниже можно посмотреть видео, в котором рассказывается о том, как лучше и эффективнее бороться с унынием:

Здравствуйте друзья! В данной статье мы рассмотрим весьма актуальный вопрос – как избавиться от уныния? Но для полноты картины, нам так же нужно будет ответить на вопросы: что такое уныние? каковы причины этой распространённой духовной проблемы? уныние это грех или вовсе не грех, а если и грех то почему? И другие вопросы.

Напомню, что проблему уныния мы будем рассматривать именно с эзотерической и духовной точки зрения (копнём в глубину).

Причин, почему человек может впасть в уныние – множество, и в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально, чтобы помощь в избавлении от уныния была действительно эффективной. Но всегда есть общие закономерности и наиболее распространённые причины.

Предшествует унынию, как правило, апатия, а если уныние затягивается, то оно рискует перерасти в . Начнём с определений и разберёмся в сути этой неприятной проблемы.

Что такое Уныние?

Эзотерическое понимание уныния:

Уныние – потеря Духа, связи со своей и с Высшим (с Богом), состояние при котором ум теряет способность мыслить, душа разлагается от духовной лености, структуры начинают распадаться и идёт процесс саморазрушения личности.

Унылый человек – падший духом, потерявший веру (свой стержень), жизненные опоры и силы, утративший смысл жизни. Тот, кто отказался от развития и борьбы за свою душу и судьбу, отказался от поиска ответов и попыток решить проблему (сдался).

В некоторых писаниях говорится, что Георгий Победоносец павших духом и унылых собственноручно добивал мечом прямо на поле боя, т.к. считал уныние одним из тягчайших грехов, суть которого – предательство своей Души, а значит и Бога.

Уныние – это прежде всего духовная проблема, и первопричины её нужно искать не во внешнем мире и событиях, а внутри самого человека, в его ошибочных убеждениях, идеалах, мировоззрении.

Уныние является одним из основных препятствий на пути развития человека, как и гордыня, тщеславие и другие смертные грехи. В йоге уныние также считается одним из основных препятствий.

Другие определения характеризующие Уныние:

Из Википедии: Уны́ние (лат. acedia) – отрицательно окрашенное настроение, подавленное состояние духа, сопровождающееся общим упадком сил. Сильное уныние характерно для депрессии и может предварять самоубийство.

Уныние – тягчайшая страсть, способная погубить душу. Слово «уныние» («acedia» – от α - не и χήος - старание, труд) буквально означает - беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. Эта страсть заключается в расслаблении всех сил души и тела, изнеможении ума, лености ко всякому духовному деланию и к труду, оставлении всякого христианского, спасительного подвига, отчаянии.

Преп. Амвросий Оптинский: Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.

“Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны”.

Наука Радости (Кора Антарова): Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся…

Ещё одно простое описание, которое мне очень понравилось: это состояние души высокомерных людей подверженных , когда у них что-то не получается.

Основные причины Уныния

Как описывают причины уныния религиозные люди:

Человек отдается тяжкому духу уныния, когда теряет всякую надежду на Бога (Веру). Уныние – это тяжкий смертный грех, который содержит в себе прикровенно богохульство, недоверие Богу и богосопротивленчество (гордыня, ). От неосознанного сопротивления Богу душа приходит в отчаяние и бессилие. Уныние страшно тем, что приводит в отчаяние. Отчаяние пытается окончательно погубить человека, подвигая его к . Уныние бывает по разным причинам, но основывается на матери всех грехов – . Сильнейшим основанием для уныния является также нераскаянность в накопившихся , особенно в тяжких.

Уныние происходит и от разных причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; так же и от , когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и унываем.

Эзотерические причины Уныния:

  1. или утрата Веры , прежде всего веры в Бога. Утрата веры всегда ведёт к потере связи с Богом, Его защиты и покровительства. А когда теряется покровительство Бога, человека (его Душу) в оборот берут . В этом случае нужно выяснять почему произошла потеря , из-за чего Вера была разрушена, на какой внутренней слабости человек оступился.
  2. Потеря радости и связи со своей Душой. Такое бывает по разным причинам: разочарование в себе, непрощение себя, или когда человек в себе разуверился (утратил уверенность), непризнание собственных грехов (неискренность перед собой) и нежелание каяться.
  3. Потеря смысла жизни , разочарование в или, когда таковые вовсе отсутствуют. Человек без цели, как корабль без паруса и ветра. Смысл жизни раскрывается для человека в процессе поиска своего предназначения, призвания. Это ответ на вопрос – для чего я рождался на этой Земле? Пока человеком не найден хоть какой-то удовлетворительный ответ, он может быть склонен к унынию.
  4. Разрушение иллюзий собственного контроля над своей судьбой и жизнью других людей. Такое бывает у властных и горделивых людей, которые привыкли всё по жизни держать под личным контролем, подчинять всё и вся личной власти, только своей воле. Для таких людей самое важное, чтобы всё было так, как хотят именно они. А если судьба раскладывает карты по-другому, то в начале такие люди сильно нервничают, бесятся, а когда понимают, что происходящее не подчиняется их единственной воле и желаниям, от бессилия часто впадают в уныние и депрессию. В этом случае нужно и учиться .
  5. Крушение идеалов, кумиров, идолов. Другими словами, разочарование в ком-либо или в чём-либо. Например, вы сильно идеализировали какого-то человека, авторитета, защищая перед другими людьми его непогрешимость, святость, уникальность и т.п. И в какой-то момент вы увидели своего идола с негативной стороны, осознав, что он вовсе не бог сошедший с Небес, а обычный человек со своими слабостями и пороками. Когда ложные идеалы рушатся, человек почти всегда впадает в разочарование и уныние. В этом случае нужно как можно быстрее стряхнуть с себя обломки ложных идеалов, иллюзорной системы ценностей, чтобы не быть похороненным под ними, и превратить свою трагедию в победу, поблагодарив Бога и судьбу за пролитый Свет и открытые глаза.
  6. Духовная лень и безответственность за себя и свою судьбу. Духовная лень – нежелание прилагать усилий, чтобы решать насущные проблемы, нежелание развивать свою душу, избавляться от недостатков, достигать цели в жизни. – нежелание даже признавать, что решать эти проблемы должен именно ты, усилиями своего разума, своей души и воли. Духовная лень часто является следствием отказа от борьбы за свою душу, отказа от силы и движения вперёд (от развития). В таком случае, уныние и депрессия для человека являются , которое может привести его к безумию (потере рассудка).

Есть и другие причины уныния, которые, как я уже писал выше, нужно рассматривать и снимать индивидуально в каждом конкретном случае с или .

Эзотерические особенности. Что поражает уныние?

Как уже говорилось вначале, уныние поражает и разум и душу человека.

Уныние угнетает и блокирует : за нарушение принципов различения Добра и Зла и Борьбы (за отказ от борьбы, др.).

Так же негативные блокирующие воздействия оказываются на (безответственность, отказ от силы), на и (за негативное отношение к себе), кроме того, уныние угнетает индивидуальность человека – .

Прежде всего нужно понять, что позитивное мы в себе должны культивировать, когда освобождаемся от уныния:

  • Чистую , как светлую созидательную силу своей души.
  • , как умение ценить то Ценное, что дано нам в жизни Богом и судьбой.
  • Смысл жизни, соответствующий предназначению Души человека. Если цели человека не соответствую его предназначению – он может впадать в уныние.
  • Формирование истинной системы ценностей и идеалов, где во главе стоят ценности Вечные, Духовные.
  • Настоящее светлое – умение с радостью принимать происходящее, всё то, что не подвластно нашей собственной воле.

Так же необходимо сказать, что самостоятельно довольно непросто победить уныние, так как в этом состоянии поражается разум человека, а он для решения этой духовной задачи должен быть в рабочем состоянии. Тем не менее, сложно не значит невозможно. Если у вас сильная Душа и есть реальная Вера в Бога – у вас получится.

Но самый эффективный способ победить уныние или депрессию – это получить помощь со стороны, желательно помощь специалиста, который быстро поможет найти индивидуальную первопричину вашей проблемы, которая часто бывает кармической, уходя корнями в прошлые воплощения души человека.

Алгоритм работы над собой:

  1. Выявить наиболее вероятные причины уныния (см. раздел Причины).
  2. Далее следует работа с конкретными причинами. Вы идёте по указанным ссылкам и находите на нашем сайте практические статьи с техниками и методиками, например, как убрать неверие или лень. Прорабатываете соответствующие рекомендации.
  3. Важно не только избавиться от того или иного недостатка, но и сформировать соответствующее достоинство. Если убирали неверие – нужно усилить Веру. Если избавлялись от безответственности – необходимо сформировать ответственность.
  4. Когда устранена основная причина уныния, нужно проработать и все остальные. Потому что не факт, что через время вы не наступите на следующие грабли.
  5. А чтобы гарантированно забыть от таких явлениях как апатия, уныние и депрессия – нужно запустить в своей жизни и душе процесс непрерывного развития и роста. Чтобы развитие и работа над собой стали вашим образом жизни, чтобы ступень за ступенью подниматься всё ближе к Богу, к Свету, к своему высшему предназначению.

А если вы примите решение, что вам необходима помощь наставника или целителя в решении подобных проблем – ! Я смогу рекомендовать вам хороших специалистов для индивидуальной работы.

Просмотров