Почему ребенок не хочет ложки. Ребенок отказывается есть с ложки

С каждым днем наши детки растут все быстрее. Вот уже эти маленькие ручки так и норовят выхватить у мамы из руки этот удивительный предмет – ложку! По мере взросления один из первых навыков, которыми овладевает ребенок – это самостоятельный прием пищи.

Когда ребенок сам ест ложкой

До года манипуляции ложкой больше напоминают игру. Этот предмет для него - прежде всего предмет для изучения, веселая забава. Но некоторые родители категорически запрещают играть ребенку со столовыми приборами. А ребенку пока совсем непонятно, почему с игрушкой можно делать все что угодно, а с ложкой ему это делать категорически запрещено. Пускай кроха развивает мелкую моторику, стучит ложкой по столу, чешет десна, грызет ее зубками, машет ею, словно маракасом. Пользоваться ложкой непосредственно по ее назначению ребенок начнет ближе к 9-10 месяцам. А до этого времени залазить руками в тарелку, размазывать кашку по маме или по столу - самое интересное занятие для карапуза.

Когда приучать ребенка к ложке

После года малышу пора бы уже познакомиться с ложкой. В это время ребенок начинает понимать, что мама берет еду в ложку и попадает ею прямо ему в ротик. И лучший для этого пример – это совместный прием пищи, ведь взрослые так легко управляются с этим «чудо инструментом». Есть даже специальная обучающая игра, разработанная педагогами: покажите ребенку, как нужно правильно держать ложку «по-детски», когда большой пальчик внизу, а четыре сверху, как нужно двигать ручкой во время еды.

Как приучить ребенка кушать ложкой

Сядьте напротив ребенка, и покажите ему, как нужно кушать. Дайте ребенку ложку в руки и параллельно кормите его. Ну, а после этого можно пробовать давать малышу держать ложку самостоятельно и обязательно объяснить ему, что он уже может пробовать кушать сам. А для того чтобы ему было интереснее использовать ложку по ее прямому назначению, попросите его покормить вас. Так можно и поиграть: он будет кормить вас, а вы – его. И если пока совсем ничего не получается, не нужно расстраиваться, завтра будет новый день, продолжите, и у вас обязательно все получиться. Ну а если у малыша все получилось, то скорее хвалите его!

Если ребенок не хочет самостоятельно есть ложкой

Очень часто малыш хочет сразу делать все самостоятельно, и при этом большая часть угощения оказывается на стульчике для кормления, на столе, на нем, да и по всей кухне. И кормление тогда занимает в три, а то и в четыре раза больше времени. Ну и ничего страшного в этом нет! Зато смело можно сказать, что заключен союз между малышом и ложкой!

Обязательно нужно настаивать на том, чтобы ребенок сам кушал ложкой, и прибегать к кормлению его самим нужно только в крайнем случае. Не надо сердиться за грязную кухню на ребенка, забирать у него ложку, мол «с меня хватит», во-первых, это положит конец всем вашим начинаниям, а во вторых, процесс потребления пищи должен происходить в комфортной обстановке для ребенка и он должен получать только положительные эмоции. Ведь нет ничего страшного, если вы пойдете гулять на улицу немножко позже, ну а вымыть все остальное можно и после прогулки.

Иногда бывает совершенно другая ситуация: ребенку уже 2 года, а он не хочет брать ложку в руки и кушать самостоятельно. В такой ситуации, конечно же, уже проблема не в самом ребенке, а в его родителях, которые упустили момент, когда малыш был готов к обучению. Но не надо расстраиваться - нужно наверстывать упущенное. И лучшее средство для этого – обеды за общим столом. Малыш будет учиться на вашем примере. Можно мотивировать ребенка: «ты уже взрослый, а все взрослые кушают сами».

Мне своих (2 и 5 лет) приходится запихивать... Потому что уже точно знаю - если останутся голодные, то будут капризничать ужасно! Старшая просто начинает истерить и вопить "я не голодная" (это значит всё, срочно надо кормить). Засунешь в нее несколько ложек - и сразу как подменили ребенка: милый и ласковый! При этом иногда совершенно спокойно может взять ложку (вилку) и все сама съесть... И младшая в еде больше любит самостоятельность... Так что с кормежкой все бывает очень по-разному!

23/08/2015 21:25

Darya

У меня дите, что одно что второе с году едят сами, неаккуратно, но ели. В полтора вполне уже хорошо могли себя накормить. Сейчас дочке 7,5, она и приготовить (как минимум разогреть) может себе и брату и убрать все после себя. Правда у сына был период, как раз года в 3,5, начал тоже требовать покорми. Решали так: сначала попытались объяснить, потом сказали - не хочешь, не кушай. Дите держалось почти 2 дня на фруктах (я не запрещала), потом стало кушать нормально само. Проблемы в этом не вижу. Потом выяснили, пошел в садик, и нянечки чтобы быстрее и больше съели докармливали детей. Настоятельно попросила этого не делать, если ребенок не хочет, пусть лучше оставит, значит не сильно голодный. А насчет перекусов аля печенье..у нас между основными приемами пищи только йогурт и фрукты доступны)

23/08/2015 17:00

Сестру мужа до 16 лет кормили с ложки - так их маме быстрее и проще было. а с 16 мальчикина обед оставаться стали, и пришлось браться за ложку самой. не то, стоб научилась, умела, но не хотела. а перед мальчиками стыдно было. мой ребенок с 2-х ест сам. Иногда не хочет, но это его проблемы. 15 минут бездействия перед тарелкой и ее убирают. сейчас сыну 3 года. бабушка уже не бьется в истерике "ну покормите, зар сам не хочет"... идет молча в свою комнату:). т вкусняшек в детском доступе у нас не бывает

23/08/2015 16:01

Россия, Зеленоград

У меня племянница "не ест". Мама плачет, что дитя отказывается от супа, дитя за ее спиной таскает печенье. Предлагаю убрать из дома печенье и сделать так, чтоб кроме супа и каши в доме ничего не было недели две. Мама на это закатывает глаза т говорит: "Ну нельзя же испорить ребенку желудок!" А папа молча покупает еще две пачки печенья.
И так продолжается годами.

09/08/2013 11:26

Anna Латвия, Рига

Сыну 3 года. Ходит в сад- там ест сам, но под конец его "докармливают"- т.е. не сам весь суп съест, а половину- вторую -нянечка. Дома за столом начинается- мама/папа покорми. Сейчас лето, от садика отдыхаем. Бабушка приехала в гости и пошли нотации, что НАДО ребенка кормить с ложки раз он сам не хочет. Как простимулировать его самого есть? Уже и место ему "оборудовали"- стул взрослый купили, садимся все вместе за кушать, но все равно- ложку-две съест и сидит ждет пока кто-то поест и начинается- "покорми меня". Пробовали не кормить и перекусов не давать,ходит голодным. Приходит вечером дедушка, идет с ним гулять- и кормит булками в тихую от нас.
И вопрос- во сколько должен быть последний прием пищи у ребенка?
напр. такой распорядок дня нормальный?
9-завтрак/каша
11-12- йогурт
13,30- обед/ суп+десерт
16,30-17/ фрукты/йогурт
18-19- ужин- картофель+котлета или 150гр творог+сметана

анонимно , Женщина, 38 лет

День добрый. Подскажите, как поступить со своим сыном 2,5 года. Не хочет учиться кушать сам ложкой. Мне приходиться кормить его самой до сих пор. Был период когда он интересовался процессом еды самостоятельно, но у него это плохо получалось, хотя я его как могла подбадривала и хвалила. Сынок пару ложек сам скушает, а потом отдает ложку мне, что бы дальше я его кормила. Уговоры и собственный пример не помогают, сразу истерика и отказ от еды. Пробовала в игровой форме его заинтересовать, показывала на плюшевой игрушке, как она кушает сама, но пока результат нулевой. Что же делать, морить его голодом? И еще у нас проблема, сын не любит жевать кусочки, требует, что бы пища была протертая (супы, каши, пюре) , хотя в его возрасте детки кушают почти то же, что и взрослые. Если есть в блюде кусочки, например мясо, то их нужно с пюре смешивать, иначе сын отказывается от еды. К сожалению, иду у него на поводу. Не могу ребенка оставить голодным. Эта мысль меня пугает. Помогите советом. И проблема номер три, с горшком. Сын ходит в горшок только при малой нужде без проблем, а вот большую нужду справлять отказывается в горшок, только, принципиально, в подгузник утром перед завтраком, лежа в кровати на животе. Если этих манипуляций не сделает, то терпит до следующего дня. Однажды так 3 дня терпел, я все уговаривала его сделать в горшок или в унитаз (у нас есть детская накладка), даже глицериновую свечку ставила от запора, но нет, у ребенка такой "таракан" в голове сидит, что он зажимается и терпит. Пугающих ситуаций на эту тему у нас не было, проблем со стулом у него нет и не было, т.К я слежу за его питанием, поэтому причину его отказа не могу найти. Как правильно объяснить ему этот процесс гигиены? Уже перепробовала множество способов (в игровой форме сажала игрушку на горшок и на своем примере показывала и проч.)? Ему в этом году идти в детский сад, поэтому эти три проблемы меня очень волнуют.

Здравствуйте. Вы спрашиваете: «Что же делать, морить его голодом?». Понимаю Ваши тревоги, но ни в коем случае не надо морить ребенка голодом. Ваша задача: терпеливо, доброжелательно и обязательно в игровой форме приучать ребенка есть самостоятельно. Часто случается, что ребенок дома отказывается есть самостоятельно, а в детском саду – вполне способен сам управляться с ложкой. Это абсолютно нормально, со временем он приучится есть самостоятельно и дома. Попробуйте поиграть с ним (не во время приема пищи) в кормление игрушек. Сначала из пластилина можно вместе с ребенком слепить морковку (колбаска из оранжевого пластилина), яблоко (шарик из красного пластилина) и другую еду, сварить «суп» в игрушечной кастрюльке, и устроить обед для любимых игрушек малыша. Если малышу понравиться кормить из ложки своих любимцев, то и самому ему будет проще пользоваться ложкой. Что касается проблем с горшком: 1. пусть ребенок сам выберет тот горшок, на котором ему понравится сидеть, 2. найдите в квартире место, где ребенку понравится сидеть на горшке, 3. не надо ставить свечи, так как эти процедуры только замедляют освоение и регуляцию ребенком естественных процессов в организме, 4. Ваш малыш приучится к горшку не раньше того срока, когда будет к этому готов, поэтому не надо на него давить, не надо его пугать и не надо на него сердиться за то, что пока он делать не готов. Я не думаю, что Вы когда-нибудь видели 15-ти летних детей в памперсах, поэтому будьте уверены, что Ваш сын освоит эту премудрость. Спокойствие и уверенность родителя в том, что ребенок сможет самостоятельно справиться с трудностями, когда будет к этому готов – это одна из основ психологического здоровья ребенка.

Здравствуйте! Нахожусь в состоянии отчаяния, очень нужна помощь.. Не знаю к кому и вообще куда ещё обратиться. Ребёнку (девочка) 1 год 2 месяца. Проблемы с кормлением у нас давно - в 3 месяца от груди стала отворачиваться пососёт немного и бросает, перешли на бутылку - бутылку вообще ни в какую ни брала добровольно наяву, стали кормить исключительно во сне, в 5 месяцев стали вводить прикорм - с большим трудом, в том смысле что не особо она этот прикорм тоже хотела есть, но как-то ели понемногу, потом смесью во сне докармливала. Потом вроде ничего - стала и кашу есть и овощи с мясом в обед, потом опять срывы - ничего и ни в какую наяву добровольно никак, опять кормили во сне и кашей и супом и смесью. Уже ближе к году сформировался такой график питания: 6.00 смесь во сне, 10.00 -10.30 каша с яйцом, 14.30 овощное и мясное пюре, 18.30 - каша, 22.30 - смесь во сне с творогом. Проблема такая сейчас - отсутствие интереса к еде любой, кормлю с ложки только если отвлеку - займу руки игрушкой, книжкой, ещё и телек включу - вот тут может несколько ложек взять, потом надоедает надо менять игрушку и так до бесконечности, рот открывает только если какая то занятная игрушка в руке. Иначе все швыряется кидается капризы начинаются. И так мы часа по два сидим каждый приём пищи. Сейчас уже игрушки не спасают... Может поесть только то, что кусками может взять сама - яйцо, сыр, хлеб немного, картошку и морковь кусками, фрикадельки, ягоды некоторые. Если с ложкой к ней - сразу отворачивается как от удара, да и вообще такая же реакция почти если пытаешься её кормить хоть как. Только сама пальцем или рукой - в общем беда. Обращались к неврологам - все нормально, анализы сдаём регулярно, к гастроэнтерологу - все норм, УЗИ внутренних органов тоже норм. Такое ощущение что или ложки боится что ли. Не знаю как быть, помогите пожалуйста!!!

Makmi

Евгения Сергеева

Администратор

Makmi, добрый день. Психолог ответит Вам через некоторое время.

Проверились ли на гемоглобин? Пониженный гемоглобин способствует к снижению аппетита.
Попробуйте купить красивую ложку, смените посуду.
Нужно проанализировать первый контакт с ложкой. Как это было, что произошло?
Насильно кормить нельзя. Ребенок развивается нормально по физическим показателям?
Возможно вы даете большие порции, заставляете есть (хоть и путем отвлечения) и ребенок чувствует себя дискомфортно от переедания. Отсюда может быть отвращение и страх к еде, ложке. Попробуйте по чаще гулять на свежем воздухе и кормить по требованию ребенка. Есть вероятность, что ваши часы кормления не очень то подходят к биологическим потребностям ребенка.

Здравствуйте! Спасибо большое за ответ! Мы вчера получили результаты очередных анализов - результат как обычно все норме, гемоглобин 140. Насчёт порций больших - вот тут я с вами наверно очень сильно соглашусь.. Я много анализировала - мы не обижали никогда ребёнка если не ел, ложки разные и вилки предлагали - а вот объём мне всегда казался недостаточным. Мне именно мне, т к добровольно раньше ребёнок ел, но меньше чем рекомендовано во всех статьях. Так что вы наверно попали в точку... Только что мне теперь с этим делать.. Я знаю что у нас в городе хороший детский психолог - это из области фантастики..

Makmi

Придумайте игру, где другом ребенка будет ложка. Играйте разные сценарии, где с помощью игры можно наладить контакт с ложкой и подружиться с ней (ложка превращается в куклу)! При этом не акцентируйте внимание на еде. Так же можете поиграть сказку (сценарие такого характера. Дружила девочка с ложкой. Они играли вместе. Ложка любила кормить девочку. Нравилась ли, когда ее кормила ложка?. А если нет, то что не нравилась? И вот они поссорились. А ты знаешь из за чего они поссорились?). Ответы ребенка дадут какую то информацию. Поиграйте, потом мне напишите. Можете записать на звук или видео Отправьте в личку.
".. А вот объём мне всегда казался недостаточным." - В этой фразе есть ваше сомнение! Ребенок развивается в норме, анализы отличные, значит получает свою порцию достаточно, а я сомневаюсь! В статьях берется среднее показатели, а ваш ребенок - единственный, его биологические потребности и характер индивидуален, он отличается от других!
Пробовали ли вы себя кормить согласно статьям? Подойдет ли вам эти показатели? Не наберете ли или не скинете ли свой вес? Как будете ощущать себя при этом?
Знаете чем грозить насильное кормление? Ответ - когда ребенок вырастить, будет убегать от стресса с помощью еды, в результате лишний вес и комплексы! Так как в подсознание останется механизм реакции - я не хочу решать эту мою проблему (в вашем случае -я сыт, я не хочу, мне не нравиться это есть, не нравиться ложка, я не хочу это сейчас делать), но сказали надо есть!

Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.

Когда начинать уроки «управления» ложкой?

Простой ответ — как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой : указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.

Как учить есть ложкой? Этапы обучения

Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.

6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами . Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки , если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.

7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке , что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования , но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет . Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Инструкция для родителей: 7 правил

1 Не накладывать полную тарелку . Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.

2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.

3 Докармливать . Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.

4 Усаживать за стол голодным . Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.

5 Соблюдать режим и ритуалы . Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.

6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.

7 Хвалить . Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».

Психологические приемы

Игра . Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.

Мнение авторитетного взрослого . Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.

Подражание сверстникам . Можно пригласить на обед друзей и, если среди них есть те, кто ловко орудует столовыми приборами, то сказать об этом своему ребенку: «Смотри, как здорово Валя ест тортик ложкой». Добрый пример заразителен. Старайся избегать — не говори ничего похожего на: «А ты до сих пор не научилась».

Последовательность . Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на , а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.

Просмотров