Кружевная история. Выставка «Кружево напоказ О дополнительных проектах в рамках выставки

Moscow Exhibition «Lace Parade»

В Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице проходит выставка «Кружево напоказ» (26 марта – 20 ноября 2016). В этом названии очень тонко подмечена особенность кружевных изделий: привлекать внимание, подчеркивать особый статус их владельцев.

Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Открытие выставки «Кружево напоказ». В. Ефремова

Валентина Ефремова, преподаватель коклюшечного плетения в муниципальном музее истории усадьбы Щапово Подольского района Московской области. В этом музее-усадьбе сохраняют, реконструируют и плетут знаменитые многопарные кружева подольского промысла (И. Е.Белозерова. Возрождение техники плетения подольского кружева. М., 2014).

В. Ефремова стоит у огромного занавеса – вологодского шедевра кружевоплетения советского периода «Воссоединение Украины с Россией» (Кораблева А. А. , 1954, Вологда; артель кружевниц, нити льняные, нити золотые, плетение коклюшечное, техника сцепная. Эта работа отражает события 300-летней давности 1654 года, произошедшие в правление царя Алексеея Михайловича — отца Петра I). Эта фотография символична. На фоне нашего прекрасного кружевного прошлого стоит будущее, в котором тоже есть ручное коклюшечное творчество.

Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Открытие выставки «Кружево напоказ».

Собрание музея сформировано в результате объединения в 1999 году коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ , год создания 1981 г.) и Музея народного искусства им. С. Т. Морозова в Леонтьевском переулке (год создания 1885 год, имел название Кустарный музей) . Уникальное здание Кустарного музея в неорусском стиле в виде древнерусского терема принадлежало известному промышленнику и меценату Сергею Тимофеевичу Морозову, который для этого перестроил свой дом и передал его городу. В основе созданного в нем музея были экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 года в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX — начала XX веков. Прошли годы и множество реорганизаций с музейной собственностью, в результате чего в 2006 году здание в Леонтьевском переулке перестало находиться на балансе нового объединенного ВМДПНИ. Отдел тканей включает экспонаты народной вышивки, ткачества, кружева, народного костюма, современного искусства моделирования одежды. О богатстве текстильной коллекции МНИ можно судить по книге «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке», М., 1990., 318 л.

В ней отмечено, что на протяжении 100 лет коллекция формировалась вкладами многих выдающихся собирателей народного искусства: Н.Я. Давыдовой (1919), М. Ф. Якунчиковой (1919), Е. И. Прибыльской (1938), А. Л. Погосской (1945), Г. С. Масловой (1948-1949), И. П. Работновой (1956), А. В. Мараевой (1959), экспедициями в различные области сотрудников музея, экспонатами отечественных и зарубежных выставок, таких как Всероссийская 1923 года, Парижских 1925 и 1937 годов, Нью-Йоркской 1939 года и других.

Значительные поступления в музейный фонд текстильных изделий произошли в 1960-1970-х годах. В него вошли коллекции художников и педагогов В. Д. и Е. Д. Поленовых (1960), архитектора Д. П. Сухова (1963), архитектора И. С. Кузнецова (1965), А. А. и Н. П. Олениных (1965 -1968, более 500 предметов), историка Б. А. Рыбакова (1963, 1973), писателя Ю. А. Арбата (1973-1974), художника С. В. Малютина (1978) и других дарителей.

В 1991 году собрание музея пополнилось частью коллекции народного искусства, сохранившейся в Ницце после смерти во время Второй мировой войны дочерей Н. Л. Шабельской (1945-1904, Ницца), которая в свое время была поделена на две части. Первая часть теперь находится в США в музее Метрополитен в Нью-Йорке и у частных коллекционеров, а вторая часть была куплена в 1988 году проживавшим в Париже П.М. Толстым-Милославским у Лукьяновского, секретаря Н. Л. Шабельской. Она в 1991 году была подарена им Всероссийскому музею народного и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, кружева из коллекции Н. Л. Шабельской не представлены на выставке «Кружево напоказ».

Решением правительства Российской Федерации в августе 1999 года музею были переданы художественные, библиотечные и архивные ценности реорганизованного Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП).

В настоящее время Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства расположен в исторической усадьбе графа Остермана конца XVIII- XIX вв., расположенной в центре Москвы на Садовом Кольце.

Авторы проекта разделили выставку на семь тематических блоков : появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева – мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг.

Первый зал экспозиции (появление кружева). Здесь представлены образцы золотно-серебряного кружева XVIII - XIX вв. XVIII столетие является временем расцвета русского металлического кружева.

До того в XVII в. оно (в основном заграничное), использовалось для украшения одежд и предметов быта царя и членов его семьи, в обиходе высших иерархов церкви, бояр и дворян, приближенных ко Двору.

Платно с бармами. Принадлежало царю Петру Алексеевичу (Петру I).

Мастерские Московского Кремля, 1691. Аксамит (Венеция, XVII в .), золотое плетеное кружево (Западная Европа, XVII в .). Бармы. Москва, мастерская Ирины Годуновой, конец XVI в . Шелк, шелковые, золотные нити, лицевое и декоративное шитье. Государственная Оружейная палата (Государственная Оружейная палата, альбом, Москва, «Советский художник», 1990, стр. 334-335). (На выставке «Кружево напоказ не представлено, приводится для примера золотого кружева Западной Европы XVII в.)

Имеются архивные документы, свидетельствующие о том, что русское плетеное кружево появляется в XVII столетии, сохранились и образцы такого кружева, изготовленные в Москве в Царицыной Мастерской палате, находящиеся на хранении в Государственной Оружейной палате (2.В. А. Фалеева «Русское плетеное кружево, Л. , «Художник РСФСР», 1983, стр. 20 – 36).

В представленных на выставке «Кружево напоказ» образцах золото-серебряного кружева мы видим изобразительные мотивы, в основе которых зубцы с крупной многолепестковой розеткой — цветком.

Кружево мерное, золото — серебряное – край, XVIII в. Нити золотные, нити серебряные, плетение коклюшечное, техника многопарная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Кружево мерное, золото — серебряное – край, XVIII в. Нити золотные, нити серебряные, плетение коклюшечное, техника многопарная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

С начала XVIII века нити из пряденого и волоченого золота и серебра, площенки-бити (материалом для изготовления служило белое или позолоченное серебро и медь, со второй половины XVIII века окрашивалась в разные цвета), мишуры (посеребренная или позолоченная медь) стали в большом количестве производится в России. Это способствовало широкому распространению плетеного металлического кружева во всех слоях населения. Кружево, выполненное из мишуры, стало украшать крестьянские женские сарафаны, головные уборы. Оно тоже было очень эффектным и красивым.

В середине XVIII в России в среде привилегированного сословия становится модным европейский костюм.

На портретах того времени дамские и мужские туалеты дворян отделаны аграмантами и кружевными краями. В своих усадьбах они открывают мастерские – мануфактуры (Протасовой и Куракиных в Орловской губернии, Слепцовых в Саратовской губернии, Соковнина в Тульской губернии), в которых крепостные девушки и женщины станут плести кружева.

На выставку «Кружево напоказ» из музея в Омске привезена почти незнакомая широкой публике картина «Кружевница». Таких обученных плетению на коклюшках девушек в России становится все больше и больше: плетут мещанки, купеческие дочери. Кружевоплетение становится ремеслом, способным приносить доход. Кружевом станут украшать и крестьянский костюм.

Во втором зале экспозиции на фоне народных костюмов (Курск, Воронеж, Рязань) мы видим скромные образцы мерных русских кружев (кружево-край, кружево-прошва и кружево-аграмант), которые выплетались в разных регионах России. Почти все крупные промысловые центры кружевоплетения в Вологодской, Орловской, Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Рязанской, Вятской губерниях образовались во второй половине XIX века, что было официально признано после Политехнической выставки 1872 года. После международной выставки 1873 года в Вене русское кружево вывозится на продажу за границу, где пользуется успехом.

Самым массовым было кружево геометрического орнамента. В нем сохранялось сходство с традициями русского народного искусства в вышивке, ткачестве, набойке, резьбе и росписи по дереву и другими ремеслами, поэтому плетеное кружево наполнено символической значимостью, передаваемой из поколения в поколение.

(Вверху). Кружево мерное – край. Россия, Рязанская губерния, Михайловский уезд. Начало ХХ вв. Нити льняные, плетение коклюшечное, техника численная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка «Кружево напоказ».

(Вверху). Кружево мерное – край. Россия, Орловская губерния. Конец XIX – начало ХХ вв. Нити хлопчатобумажные, плетение коклюшечное, техника многопарнаяя. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

(Внизу). Кружево мерное – край. Россия, Рязанская губерния, Михайловский уезд. Начало ХХ вв. Нити льняные, плетение коклюшечное, техника многопарная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка «Кружево напоказ».

(Внизу). Кружево мерное – край. Россия, Новгородская губ. (?). Вторая половина XIX в. Нити льняные, плетение коклюшечное, техника сцепная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

(Вверху). Кружево мерное – край. Россия, Петербургская губ. (?). Конец XIX – начало ХХ вв. Нити хлопчатобумажные, плетение коклюшечное, техника сцепная. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

В этом же зале расположены портреты двух женщин (императрицы Марии Федоровны (1847-1922) – принцессы Дагмар Датской, С. А. Давыдовой), сыгравших большую роль в русском кружевном искусстве.

В 1879 году критик, историк искусств, выдающийся деятель русской культуры В. В. Стасов (1824 – 1906), работавший в то время с 1870-х годов библиотекарем в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, рекомендовал С. А. Давыдовой (урожденной фон Гойер – 1842-1915) обратить внимание на изучение истории русского кружевоплетения. С. А. Давыдова посвятила все последующие годы своей жизни исследованию кружевных промыслов России. Для этого она берет уроки рисования в школе Общества поощрения художников и фотографирования у фотографа С. Л. Левицкого, чтобы точно воспроизводить кружевные узоры.

Москва. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка «Кружево напоказ». Книга С. А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы». 1892 г.

В. В. Стасов познакомил С. А. Давыдову с председателем Комиссии по исследованию кустарной промышленности Е. Н. Андреевым. По заданию Комиссии она в 1880 году выезжает в Московскую, Рязанскую, Тверскую, Ярославскую, Тульскую и Орловскую губернии, в 1881 году – в Олонецкую и Новгородскую губернии, в 1883 году – в Вологодскую, Вятскую, Нижегородскую, Казанскую губернии. Всего ею было исследовано 11 губерний, отчеты о кружевоплетении в которых были напечатаны в трудах Комиссии. Для всестороннего изучения русского кружева в 1882 году С. А. Давыдова едет в Венецию, Геную, Силезию. Результатом работы исследовательницы стала книга «Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое», опубликованная в 1892 году и получившая премию Императорской Академии наук (митрополита Макария). В поездках по России С. А. Давыдова составила три коллекции кружева, находящихся теперь в разных музеях страны.

20 августа 1883 году в Петербурге под покровительством императрицы Марии Федоровны было основано первое специализированное учебное заведение – Мариинская практическая школа кружевниц. За двадцать пять лет своего существования (1883-1908) в нее было принято 834 ученицы. С самого начала школу возглавляла по рекомендации С. А. Давыдовой Е. Е. Новосильцева (1834-1901), которая еще в 1874 году организовала «Общество кружевниц», состоявшее из нескольких дам высшего общества, которые пытались привить в России игольное кружево “point de Moscou”. Узоры для этого нового кружева рисовал профессиональный художник Доброхотов, который был учеником архитектора В. А. Гартмана и в своей работе опирался на собрание русского орнамента Бутовского.

Выставка «Кружево напоказ». Кружево мерное -край. 1880-е гг. Образец Мариинской школы. Исполнен в Кукарской кружевной школе. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Представленный на выставке «Кружево напоказ» известный образец Мариинской школы с узором пары извивающихся змеев, сплетенный в Кукарской кружевной школе, является копией мотива игольного кружева “point de Moscou”, выполненного в 1870-е годы именно по рисунку Доброхотова.

Для обучения рисованию учащихся кружевниц Мариинской школы были в первые годы организованы классы рисования в начальном отделении Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а затем ученицы стали учиться учиться у приглашенного в 1884 году учителя рисования архитектора И. А. Гальнбека. Он составил специальную программу, которую и преподавал в школе до 1896 года. Часть собранной коллекции кружева и вышивки И. А. Гальнбека разделена по музеям России.

В экспозиции выставки находятся выдающиеся образцы плетеного кружева в «национальном вкусе», узоры которых были созданы по орнаментам древнерусского искусства профессиональными художниками.

Россия, Санкт-Петербург. Панно кружевное (сверху). Мариинская школа. Начало ХХ века. Нити льняные, нити золотные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

Россия, Санкт-Петербург. Кружево – мотив «Птицы» (внизу слева). Мариинская школа. Начало ХХ века. Нити льняные, нити золотные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

Россия, Санкт-Петербург. Кружево мерное – край (внизу справа). Мариинская школа. Начало ХХ века. Нити шёлковые, нити серебряные, плетение коклюшечное, техника многопарная. ВМДПНИ.

Россия, Вологодская губерния (?). Панно кружевное (внизу). Мариинская практическая школа кружевниц. Начало ХХ века. Нити льняные, нити золотные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

В 1890-е годы по примеру Мариинской школы стали открываться кружевные школы в других губерниях, число которых к 1913 году достигло 60. В вновь созданных школах преподавателями стали выпускницы Мариинской школы.

В 1892 год в Ельце Орловской губернии открыта Паленская школа кружевниц.

В 1893 году в слободе Кукарка Яранского уезда Вятской губернии также открыта кружевная школа.

В 1899 году княгиня А. Д. Тенишева организовала кружевную школу в Мценске Орловской губернии.

В 1903 -1907 годах существовала кружевная школа в Вологде.

В 1895-1909 годах старанием госпожи Е. Н. Половцовой были открыты кружевные школы в трех селах города Скопина Рязанской губернии.

В 1918г. Мариинскую школу кружевниц из Петрограда перевели в Рязань, переименовав в Инструкторскую школу вышивки и кружева.

В 1932 году из Рязани Инструкторскую школу перевели в г. Кадом Рязанской области. В последствии она была преобразована в швейный техникум.

(М. А. Сорокина «Мариинская практическая школа кружевниц. К 125-летию первой кружевной школы России». Журнал «Коклюшечное кружево» №1 — 2009 (6), стр. 18-21)

Все кружевные школы пользовались программами и сколками Мариинской школы, в изделиях которых проявился модный в то время «русский стиль».

В конце 1990-х годов в одном из антикварных магазинов Москвы я увидела яркий вышитый костюм, происхождение которого сразу не могла определить, потому что он не принадлежал к традиционному русскому народному костюму. Как оказалось, это был «городской костюм в народном стиле», костюм à la russe . Этот костюм тогда я приобрела и несколько раз показывала на разных выставках. Его носили с 1870-х годов по 1917 год женщины и дети, как из аристократических семей, так и из семей среднего класса. В нарядных костюмах позировали для фотографий, участвовали в семейных вечерах, маскарадах. Белые костюмы с вышивкой и кокошники носили няни. В 1996 году в Эрмитаже прошла выставка «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-1890-е годы», в каталоге которой на странице 186 показан образец такого костюма в собрании Государственного Эрмитажа. Есть краткое описание этого костюма и предположительное место изготовления (стр. 367), где пишется «они могли выполняться в городских мастерских, а также в центрах художественного шитья и кружевоплетения, организованных представителями русского общества для поддержания народного искусства (г-жи Казначеева, Надпорожская, княгини С. П. Долгорукова, Н. Н. Шаховская и другие)». Именно благодаря этому описанию в каталоге я поняла в свое время, что за костюм находится у меня и стала интересоваться этой темой.

Александр Васильев в книге «Русская мода. 150 лет в фотографиях», изданной в 2006 году, стр.106, опубликовал три фотографии девушки, молодой дамы, француженки Мари-Луизы Йоллан (20 марта 1888г.) в «русских» платьях.

В 2013 году в издательстве Бослен, Москва, вышла прекрасно изданная книга «Костюм в русском стиле», в которой показаны и описаны такие костюмы, находящиеся в коллекциях некоторых музеев России (ВМДПНИ, ГИМ, ГЭ, Муромский историко-художественный музей, «Музей Москвы», Российский этнографический музей, Метрополитен-музей и др). Авторы вступительных статей Н. А. Бертяева, О. А. Лобачевская, Е. Л. Мадлевская, Д. В. Разумихина.

Кофта: хлопок, кумач, китайка, хлопчатобумажные нити, шёлковые нити, льняные нити, пуговицы, вышивка «крест», коклюшечное плетение.

Кофта: кумач, китайка, хлопчатобумажные нити, шёлковые нити, льняные нити, пуговицы, вышивка «крест», коклюшечное плетение.

Узоры вышивки костюмов в русском стиле принято называть «брокаровскими». В рекламных проспектах известной парфюмерной фабрики «Брокар и К» (1864-1917), на обертках мыла были напечатаны узоры для вышивки крестиком, что способствовало увеличению товарооборота. В известных костюмах, находящихся в музеях и в частных коллекциях в вышитых красных, синих, белых прошвах, в кружевных вставках практических нет повторений узоров. В музее П. И. Чайковского в Клину можно увидеть туалетный столик, украшенный в русском стиле комплектом из ), богато декорированном вышивкой крестом и михайловским коклюшечным кружевом. Его подарила композитору поклонница его таланта француженка Эмма Жентон, гувернантка. Петр Ильич посвятил ей «Сентиментальный вальс».

Однако своеобразные костюмы в русском стиле больше носила молодежь. Дамы предпочитали в украшении своей одежды и белья французские кружева. На лекциях М. С. Колевой (преподаватель истории кружева и вышивки в Школе – студии (ВУЗе) при Московском Художественном театре имени А. П. Чехова) , прочитанных на семинарах общества «Мир кружева» (Москва,.2003 – 2013, президент Н. А. Бурлешина) в 2005-2006 гг., я услышала, что актрисы театра стремились купить свой гардероб в парижских магазинах, в отличие от О. Л. Книппер-Чеховой, которая носила одежду, украшенную русским плетеным «вологодским» кружевом. В то время все плетеное коклюшечное кружево называли вологодским.

Залы 3 выставки «Кружево напоказ» демонстрирует кружевные изделия, которые названы авторами экспозиции «Триумф кружева – мода XIX века» и «Будуар».

Изящный кружевной воротник оригинальной формы (воротник с галстуком, в моде в 1860-е годы) с портрета В. Г. Худякова европейского происхождения. Он великолепно подчеркивает статус его владелицы и вкус.

(Вверху) Франция. Шаль. Плетеное кружево «шантильи». Шелковая нить. 1860-е гг. Alexandre Vassiliev Fondation.

(Внизу) Франция. Оборка. Плетеное кружево «шантильи». Шелковая нить. 1860-е гг. Alexandre Vassiliev Fondation.

Экспонаты этого раздела выставки «Кружево напоказ» представляют образцы труда, как европейских кружевниц, так и русских плетей. Если в Европе плели многопарное тонкое кружево, для крупных изделий используя технику сшивания узких полос незаметным швом “point de raccroc”, изобретенным кружевницей Cahanet, из Байё (Нормандия), то в России в основном использовали толстые нити, выплетая кружево небольшим количеством коклюшек (5-9 пар) в сцепной технике.

Об этом костюме преподаватель кружевоплетения из Тулы О. А. Скворцова сказала мне, что она видела кусок такого кружева в Тульском художественном музее. Возможно, что это белевское кружево Тульской губернии. Вопрос места происхождения этого экспоната выставки, следовательно, требует дальнейшего изучения.

Рекамье. Россия, середина в. Тополь, резьба, золочение. Галерея «Три века».

Пеньюар. Москва, начало ХХ века. Шелк со вставками машинного кружева. Alexandre Vassiliev Fondation.

Чепчик. Западная Европа, Франция (?). Последняя четверть XIX в. Ткань, кружево (машинное), тесьма шёлковая, нить (шёлковая). Вышивка гладью (машинная), ручная сборка. ГБУК г. Москва «Музей – усадьба Останкино»).

Фильдеперсовые чулки с монограммой. Франция. Около 1900-х годов. Alexandre Vassiliev Fondation.

В разделе «Будуар» в экспозиции выставки «Кружево напоказ» показаны разнообразные предметы дамского нижнего белья. Сорочки, панталоны, корсет, пеньюары в изобилии украшены вышивкой и кружевами, как ручной работы, так и машинного производства.

Заканчивая свою экскурсию по первой половине выставки «Кружево напоказ» (XVIII — начало ХХ вв.) мне хочется перенестись в наш XXI век. В моде сегодняшнего дня кружево все также популярно. Смотрите первую фотографию этой статьи, на которой Валентина Ефремова стоит в платье, украшенном кружевными вставками и манжетами, сплетенными ею на коклюшках, и последнюю фотографию, где в нарядном платье из машинного кружева сидит Екатерина Рычкова, сотрудница Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Спасибо преогромное за интеллектуальное путешествие на Делегатскую и новые знания,которыми щедро делитесь!
Всех Благ!.Елена

2. Светлана Коновалова

Ольга Федоровна! Огромнейшее Вам спасибо за Ваши публикации о кружеве, рассказы о выставках и творческих путешествиях! Всего Вам самого доброго. С уважением.

«Напоказ» – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» – откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» – в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:

Выставка «Кружево напоказ» об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров.

Выставка располагается в семи залах, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века», частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation».

Среди экспонатов - костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века – женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы.

На выставке также будут представлены живописные полотна XVIII – XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи, редкие фотографии, графика и кинохроника, а также цветные «вклейки» – литографии из журналов «Bazar» 1885-1889 годов.

О дополнительных проектах в рамках выставки:

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

О ВЫСТАВКЕ

"Напоказ" – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративо-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. "Напоказ" – откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды на рубеже XIX-XX вв. "Напоказ" - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве "светлого пути". Наконец, "на показ" – в контексте "высокой моды" второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.

Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе "готического шика" и экспериментальных проектов современных дизайнеров.

Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Царицыно", Московский музей-усадьба "Останкино", "Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени", галерея "Три века" и частные коллекции, а также "Alexandre Vassiliev foundation", предоставивший около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matinee) XIX века – женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто "provenance", но и история целой эпохи.

Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов "идеологизированног"» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни – организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.

Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII – XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.

Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи – женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые "Испанка в белом" Н.С. Гончаровой и "Кружевница" В.А. Тропинина.

Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные "вклейки" – литографии из журналов "Bazar" 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.

Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева – мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.



В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы "Достояние России. Традиции для будущего", направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.

25 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открывается выставка "Кружево напоказ" . Это выставка об истории, социальном значении, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней.

Веер конца 19 века (кружево Пуантильи), пр-во Россия-Франция


О названии и концепции выставки:
«Напоказ» - вызывающе дорого и помпезно - таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» - откровенно, на пределе чувственности - в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванными демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» - в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной технологии на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:
Проект представит более 300 произведений, иллюстрирующих историю кружевоплетения, начиная с XVIII века и до наших дней, - от первых образцов металлического кружева в костюме высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров. Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века» и частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation», предоставивший около тридцати редчайших образцов, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

Салфетка.


В экспозиции будет представлено все многообразие кружева России и Западной Европы XVIII-XXI вв. Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века, накидка из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой - единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века - разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто «provenance», но и история целой эпохи.

Панно "Павы". Г. Санкт-Петербург, Мариинская школа кружевоплетения. Начало XX века


Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов «идеологизированного» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни - организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.
Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII - XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и задачи кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.
Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи - женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые «Испанка в белом» Н.С. Гончаровой и «Кружевница» В.А. Тропинина.
Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные «вклейки» - литографии из журналов «Bazar» 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

Салфетка.


Об экспонировании:
Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева - мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.
Большое внимание при подготовке выставки уделялось ее интерактивности - так, в отдельной части экспозиции разные виды кружева можно будет потрогать. В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.

Серия "Queen". Художник (дизайнер) Ольга Берг + Фотограф Саша Самсонов. Техника: кружевоплетение на коклюшках, вышивка жемчуг Сваровски. Собственность автора.


О дополнительных проектах в рамках выставки:
Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.
Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.

Просмотров