Где появились самураи. Самые известные самураи (7 фото)

В современной популярной культуре японские самураи представлены в образе средневекового воина по аналогии с западными рыцарями. Это не совсем правильная трактовка понятия. На самом деле самураи были в первую очередь феодалами, владевшими собственной землей и являвшими собой опору власти. Это сословие было одним из ключевых в японской цивилизации того времени.

Зарождение сословия

Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов - коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.

Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому - страну сотрясали Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил - бусидо.

Сегунат

В 1192 году возник политический строй, который позже был назван была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун - образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.

Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.

Феодальная иерархия

Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.

На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.

В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе - главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.

Чтобы понять ценность риса в достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Кодекс бусидо

Вместе с развитием сегуната появился авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев - представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели.

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Воинская честь

В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.

Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.

За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.

Отношение к семье

Поклонение семье в Японии также имело место быть. Так, например самурай должен был помнить о правиле «ветвей и ствола». Согласно обычаям, семья сравнивалась с деревом. Родители были стволом, а дети лишь ветками.

Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе. Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции.

Отношение к государству

Самураев приучали к тому, что их отношение к государству и законной власти должно было быть таким же смиренным, как и к родной семье. Для воина не было интересов выше его господина. Японское оружие самураев служило правителям до самого конца, даже когда число их сторонников становилось критически малым.

Верноподданническое отношение к сюзерену часто принимало формы необычных традиций и привычек. Так, самураи не имели права ложиться спать ногами в сторону резиденции своего господина. Также воин следил за тем, чтобы не целиться оружием в сторону своего хозяина.

Характерным для поведения самураев было презрительное отношение к смерти на поле боя. Интересно, что здесь сложились обязательные обряды. Так, если воин осознавал, что его бой проигран, и он безнадежно окружен, он должен был назвать собственное имя и спокойно умереть от оружия врага. Смертельно раненный самурай, перед тем как испустить дух, произносил имена японских самураев старших званий.

Образование и обычаи

Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот. Японские могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература.

Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература - левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда. От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие.

Обучение самураев

Самураи обучались своему ремеслу с самого детства. Для воина было жизненно важно освоить технику владения несколькими видами оружия. Также высоко ценился навык кулачного боя. Японские самураи и ниндзя должны были быть не просто сильными, но и крайне выносливыми. Каждый ученик должен был проплыть в бурной реке в полном облачении.

Настоящий воин мог сразить врага не только оружием. Он умел подавлять соперника морально. Делалось это с помощью специального боевого клича, от которого становилось не по себе неподготовленным врагам.

Повседневный гардероб

В жизни самурая регламентировалось почти все - от отношений с окружающими до одежды. Она была еще и социальным маркером, по которому аристократы отличали себя от крестьян и простых горожан. Только самураи могли носить одежду из шелка. Кроме того, их вещи имели особенный покрой. Обязательным было кимоно и хакама. Оружие также считалось частью гардероба. Самурай постоянно носил с собой два меча. Они были заткнуты за широкий пояс.

Носить такую одежду могли только аристократы. Крестьянам подобный гардероб был запрещен. Это объясняется еще и тем, что на каждой своей вещи воин имел нашивки, показывавшие его клановую принадлежность. Такие гербы имел каждый самурай. Перевод с японского языка девиза мог объяснить, откуда он родом и кому служит.

Самураи могли использовать в качестве оружия любой подручный предмет. Поэтому гардероб подбирался и для возможной самообороны. Прекрасным оружием становился самурайский веер. От обычных он отличался тем, что основу его конструкции составляло железо. В случае внезапного нападения врагов даже такая невинная вещь могла стоить жизни атаковавшим врагам.

Доспехи

Если обычная шелковая одежда предназначалась для повседневного ношения, то для боя у каждого самурая был специальный гардероб. Типичные доспехи средневековой Японии включали в себя металлические шлемы и нагрудники. Технология их производства зародилась в период расцвета сегуната и с тех пор практически не менялась.

Доспехи одевались в двух случаях - перед боем или торжественным мероприятием. Все остальное время они хранились в специально отведенном для этого месте в доме самурая. Если воины отправлялись в длительный поход, то их облачение везли в обозе. Как правило, за доспехами следили слуги.

В средневековой Европе главным отличительным элементом экипировки был щит. С помощью него рыцари показывали свою принадлежность к тому или иному феодалу. У самураев не было щитов. Для опознавательных целей они использовали цветные шнуры, знамена, а также шлемы с выгравированными рисунками гербов.

Самурайство зародилось еще в VII веке и просуществовало до конца XIX века, когда было упразднено как институт. Многие столетия самураи представляли собой военно-феодальное дворянское сословие Японии, из которого вышло большое количество военных и чиновников XX века. Самураями называли отважных воинов Императорской армии вплоть до ее расформирования в 1947 году.

Он являлся ронином, т. е. не имел хозяина и был свободным воином. Мусаси приобрел славу одного из величайших фехтовальщиков, описал тактику, стратегию и философию самураев в бою, а также разработал и применил на практике новый вид боя с двумя мечами. Современники называли Мусаси «Кэнсаем», что переводится как «Святой Меч» и подчеркивает его высочайшее мастерство владения оружием.

Талантливый военачальник, он сформировал сильнейшую армию самураев и сплотил вокруг себя наибольшее количество провинций. Кампанию по объединению Японии Ода Нобунага начал с захвата своей родной провинции Овари, после чего стал расширять границы владений. В 1582 году, когда Нобунага достиг максимального могущества, его враги из числа собственных подчиненных затеяли государственный переворот. Осознавая неизбежность конца, он совершил ритуальное убийство - сэппуку.

Самурайский кодекс восхвалял таких девушек, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин» В историю страны вошли несколько онна-бугэйся - в том числе Накано Такэко (1847−1868). Она родилась на территории современного Токио, получила образование в области литературы и обучилась боевым искусствам. Такэко принимала непосредственное участие в защите замка Айдзу-Вакамацу во время гражданской войны между сторонниками Сегуната Токугава и проимператорскими силами. В ходе битвы она командовала женским отрядом и получила пулевое ранение в грудь, после чего попросила свою сестру отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу. Ежегодно на месте могилы Такэко проходит акция ее памяти.

Он стал первым сегуном, чья династия управляла страной до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Это стало возможным после разгрома его самураями остатков армий Нобунаги и другого полководца - Тоётоми Хидэёси, который также претендовал на управление всей Японией. Политика Иэясу наложила отпечаток на все дальнейшее существование страны, которая долгое время жила по его указам.

МУГЕН-РЮ ХЕЙХО

Меч катана, принадлежавший самому Токугава Иэясу

В самурайские времена в Стране восходящего солнца было много прекрасных мечей и много великолепных мастеров, блестяще владеющих искусством фехтования. Однако самыми знаменитыми мастерами меча в самурайской традиции стали Цукахара Бокудэн, Ягю Мунэ-нори, Миямото Мусаси и Ямаока Тэссю.

Цукахара Бокудэн родился в городе Касима провинции Хитати. Первым именем будущего мастера было Такомото. Его родной отец был самураем, вассалом даймё провинции Касима и обучал своего сына обращению с мечом с самого раннего детства. Казалось, Такамото был прирожденным воином: пока другие дети играли, он упражнялся со своим мечом - сначала деревянным, а потом и настоящим, боевым. Вскоре его отдали на воспитание в дом знатного самурая Цукахара Тосонока-ми Ясумото, который приходился родственником самому даймё и блестяще владел мечом. Свое искусство вместе с фамилией он решил передать приемному сыну. В нем он нашел благодарного ученика, твердо вознамерившегося стать мастером на «пути меча».

Мальчик тренировался неустанно и вдохновенно, и его упорство принесло свои результаты. Когда Боку-дэну исполнилось двадцать, он уже был мастером меча, хотя мало кто об этом знал. и когда юноша осмелился бросить вызов знаменитому воину из Киото, Отиаи То-радзаэмону, то многие сочли это дерзкой и необдуманной выходкой. Отиаи решил проучить наглого юнца, однако, ко всеобщему удивлению, Бокудэн в первые же секунды дуэли одержал победу над именитым противником, но сохранил ему жизнь.

Отиаи тяжело переживал позор этого поражения и решил отомстить: он выследил Бокудэна и напал на него из засады. Но внезапное и коварное нападение не застало молодого самурая врасплох. На этот раз Отиаи лишился и жизни, и репутации.

Эта дуэль принесла Бокудэну громкую славу. Многие даймё пытались заполучить его в телохранители, но молодой мастер отклонил все эти весьма лестные предложения: он вознамерился и дальше совершенствовать свое искусство. Долгие годы он вел образ жизни рони-на, странствуя по стране, учась у всех мастеров, с которыми его сталкивала судьба, и сражаясь с опытными фехтовальщиками. Времена же были тогда лихие: войны эпохи Сэнгоку дзидай были в полном разгаре, и Бокудэну доводилось участвовать во множестве сражений. Ему доверили особую миссию, сколь почетную, столь и опасную: он вызывал на поединок командиров противника (многие из которых сами были первоклассными фехтовальщиками) и убивал их на глазах у всего войска. Сам же Бокудэн оставался непобежденным.


Пединок на крыше храма

Одной из самых славных его дуэлей стал поединок с Кадзивара Нагато, слывшим непревзойденным мастером нагината. Он также не знал поражений и был настолько искусным в обращении с оружием, что мог на лету разрубить ласточку. Однако против Бокудэна его искусство оказалось бессильным: едва Нагато замахнулся своей алебардой, Бокудэн убил его первым же ударом, что со стороны выглядело легко и просто. На самом же деле это была виртуозная техника хитоцу-тати - стиль одного удара, которую Бокудэн оттачивал в течение всей своей жизни.

Самой же курьезной «дуэлью» Бокудэна стало происшествие, приключившееся с ним на озере Бива. Бокудэну в это время перевалило за пятьдесят, он уже по-другому смотрел на мир и не хотел убивать людей ради бессмысленной славы. Как назло, в лодке, где среди прочих пассажиров был и Бокудэн, оказался один устрашающего вида ронин, тупой и агрессивный. Этот ронин похвалялся своим фехтовальным искусством, называя себя лучшим в Японии мастером меча.

Обычно похваляющемуся глупцу нужен слушатель, и самурай выбрал для этой роли Бокудэна. Однако тот не обращал на него никакого внимания, и такая непочтительность взбесила ронина. Он вызвал Бокудэна на поединок, на что тот спокойно заметил, что настоящий мастер стремится не нанести поражение, а по-возмож-ности избежать бессмысленного кровопролития. Такая мысль оказалась для самурая труднопереваримой, и он, распалясь еще больше, потребовал у Бокудэна назвать его школу. Бокудэн ответил, что его школа называется Мутэкацу-рю, буквально - «школа достижения победы без помощи рук», то есть без меча.

Это рассердило самурая еще больше. «Что за чепуху ты мелешь!» - сказал он Бокудэну и приказал лодочнику причалить к крохотному уединенному островку, чтобы Бокудэн мог на практике показать ему преимущества своей школы. Когда лодка подошла к острову, ронин первым выпрыгнул на берег и обнажил свой меч. Бокудэн же взял у лодочника шест, оттолкнулся от берега и одним махом увел лодку далеко от острова. «Вот так я и достигаю победы без меча!» - сказал Бокудэн и помахал рукой оставленному на островке глупцу.

У Бокудэна было три приемных сына, и всех их он обучал искусству меча. Однажды он решил устроить им испытание и для этого поставил над дверью тяжелый чурбан. Как только дверь открывалась, чурбан падал на входившего. Первым Бокудэн пригласил старшего сына. Тот почуял подвох и ловко подхватил падавший на него чурбан. Когда чурбан обрушился на среднего сына, тот успел вовремя увернуться и одновременно вытащить из ножен меч. Когда же дошла очередь до младшего сына, то тот в мгновение ока обнажил свой меч и великолепным ударом рассек падающий чурбан пополам.

Бокудэн был очень доволен результатами этого «экзамена», ибо все трое оказались на высоте, а младший к тому же продемонстрировал великолепную технику мгновенного удара. Однако своим главным преемником и новым главой своей школы Бокудэн назвал старшего сына, ибо для достижения победы ему не пришлось действовать мечом, а это более всего соответствовало духу учения Бокудэна.

К сожалению, школа Бокудэна не пережила своего основателя. Все его сыновья и лучшие ученики погибли в сражениях против войск Ода Нобунага, и не осталось никого, кто мог бы продолжить его стиль. Среди учеников был и сам сёгун Асикага Ёситэру, блестяще владевший мечом и достойно отдавший жизнь в неравном бою с окружившими его убийцами. Сам Бокудэн умер в 1571 г. в возрасте восьмидесяти одного года. Все, что осталось от его школы,- это множество легенд и книга из ста стихов, известная как «Бокудэн Хякусю». В стихах старого мастера речь шла о пути самурая, что проходит по тонкой, как острие меча, грани, отделяющей жизнь от смерти...

Разработанные Бокудэном техника одного удара и идея достижения победы без помощи меча были блестяще воплощены в другой школе кэн-дзюцу получившей название «Ягю-Синкагэ рю». Основателем школы Синка-гэ был знаменитый воин Камиидзуми Нобуцуна, чье фехтовальное мастерство по достоинству оценил сам Такэда Сингэн. Его лучшим учеником и преемником стал другой известный мастер меча, Ягю Мунэёси.


Миямото Мусаси с двумя мечами. С картины неизвестного художника XVIIв

Мунэёси, достигший немалого мастерства еще до встречи с Нобуцуна, вызвал того на поединок. Однако Нобуцуна предложил Мунэёси сразиться сначала на бамбуковых мечах с его учеником, Хикида Тоёгороо. Ягю и Хикида сходились дважды, и дважды Хикида наносил Ягю стремительные удары, которые тот не успевал парировать. Затем с потерпевшим очевидное поражение Ягю Мунэёси решил сразиться и сам Нобуцуна, но когда противники встретились взглядом, между ними словно бы ударила молния, и Мунэёси, повалившись в ноги к Нобуцуна, попросился к нему в ученики. Нобуцуна охотно принял Мунэёси и учил его два года.

Мунэёси вскоре стал его лучшим учеником, и Нобуцуна назвал его своим преемником, посвятив во все тайные техники и во все секреты своего мастерства. Так слились фамильная школа Ягю со школой Синкагэ, и возникло новое направление, Ягю-Синкагэ Рю, ставшее классическим в искусстве кэн-дзюцу. Слава об этой школе распространилась по всей стране, и слух о знаменитом Ягю Мунэёси дошёл до ушей самого Токутава Иэясу, который в то время еще не был сёгуном, но считался одним из наиболее влиятельных людей в Японии. Иэясу решил испытать уже престарелого мастера, который говорил, что для одержания победы меч вовсе необязателен.

В 1594 г. Иэясу пригласил к себе Мунэёси, чтобы проверить его мастерство на практике. Среди телохранителей Иэясу было немало самураев, великолепно владеющих мечом. Лучшим из них он приказал попытаться зарубить мечом безоружного Мунэёси. Но тот всякий раз успевал в последний момент уклониться от клинка, обезоружить атакующего и так швырнуть его на землю, что несчастный уползал на четвереньках или вовсе не мог встать.

В конце концов были побеждены все лучшие телохранители Иэясу, и тогда он решил лично атаковать Мунэёси. Но когда Иэясу занес свой меч для удара, старый мастер успел поднырнуть под клинок и толкнуть обеими руками его рукоять. Меч, описав в воздухе сверкающую дугу, упал на землю. Обезоружив будущего сёгуна, мастер вывел его на бросок. Но бросать не стал, лишь слегка «подприжал», а потом вежливо поддержал потерявшего равновесие Иэясу. Тот признал полную победу Мунэёси и, восхитившись его мастерством, предложил ему почетную должность личного инструктора фехтования. Но старый мастер собирался уходить в монастырь и предложил вместо себя своего сына Мунэнори, который впоследствии также стал замечательным мастером меча.

Мунэнори был учителем фехтования и при сёгуне Хидэтада, сыне Иэясу, и при его внуке Иэмицу. Благодаря этому школа Ягю-Синкагэ вскоре стала очень известной по всей Японии. Сам же Мунэнори прославил себя в битве при Сэкигахара и во время штурма Осакского замка - он находился в числе телохранителей сёгуна и убивал воинов противника, пытавшихся пробиться к ставке Токутава и уничтожить Иэясу и его сына Хидэта-ду. За свои подвиги Мунэнори был возведен в ранг даймё, жил в чести и богатстве и оставил после себя немало трудов по фехтовальному искусству.

Особое внимание школа Ягю-Синкагэ уделяла развитию интуитивного чувства приближающегося противника, неожиданного нападения и прочей опасности. Путь к вершинам этого искусства в традиции Ягю-Синкагэ начинается с постижения техники правильного поклона: стоило ученику опустить голову слишком низко и перестать следить за окружающим пространством, как он тут же получал неожиданный удар деревянным мечом по голове. и так продолжалось до тех пор, пока он не обучался ускользать от них, не прерывая поклона.

В былые же времена искусству воина учили еще более безжалостно. Чтобы пробудить в ученике необходимые для выживания качества, мастер кормил его оплеухами 24 часа в сутки: незаметно подкрадывался к нему с палкой, когда тот спал или занимался домашней работой (обычно ученики в доме мастера выполняли всю черную работу), и безжалостно бил. В конце концов ученик ценой шишек и боли начинал предчувствовать приближение своего мучителя и думать, как избежать ударов. С этого момента наступал новый этап ученичества: мастер брал в руки уже не палку, а настоящий самурайский меч и учил уже очень опасным боевым приемам, предполагающим, что ученик уже развил в себе умение мыслить и действовать одновременно и молниеносно.

Некоторые мастера меча совершенствовали свое искусство дзансин до степеней почти сверхъестественных. Примером этого может служить сцена испытания самураев в фильме Куросавы «Семь самураев». Испытуемых приглашали войти в дом, за дверями которого прятался парень с дубинкой наготове и неожиданно бил вошедших по голове. Один из них пропустил удар, другим удавалось уклониться и обезоружить нападающего. Но лучшим был признан самурай, который отказался войти в дом, ибо почуял подвох.

Одним из сильнейших мастеров дзансин считался сам Ягю Мунэнори. Однажды погожим весенним днем он вместе со своим юным оруженосцем любовался цветением сакуры в своем саду. Вдруг его стало одолевать чувство, что кто-то готовится нанести ему удар в спину. Мастер осмотрел весь сад, но ничего подозрительного не обнаружил. Оруженосец, изумленный странным поведением господина, спросил его, в чем дело. Тот посетовал, что, наверное, стареет: его стало подводить чувство дзансин - интуиция говорит об опасности, которая на деле оказывается мнимой. и тут парень признался, что стоя за спиной любующегося вишнями господина, подумал, что мог бы очень легко его убить, нанеся неожиданный удар сзади, и Мунэнори не помогли бы тогда все его умения. Мунэнори на это улыбнулся и, довольный, что его интуиция по-прежнему на высоте, простил юноше его грешные мысли.


Миямото Мусаси сражается против нескольких противников, вооруженных копьями

Об этом случае прослышал сам сёгун Токутава Иэми-цу и решил устроить Мунэнори испытание. Он пригласил его к себе якобы для разговора, и Мунэнори, как и следует самураю, почтительно присел у ног правителя на расстеленную на полу циновку. Иэмицу заговорил с ним и во время разговора вдруг неожиданно набросился на мастера с копьем. Но движение сёгуна не было для мастера неожиданным - он сумел почувствовать его «нехорошее» намерение гораздо раньше, чем тот его осуществил, и поэтому сразу же сделал Иэмицу подсечку, и сёгун был опрокинут, так и не успев понять, что же произошло, и не успев замахнуться своим оружием...

Совсем по-другому сложилась судьба современника Ягю Мунэнори - одинокого воина Миямото Мусаси, ставшего героем самурайских легенд. Он большую часть жизни оставался неприкаянным ронином, а в битве при Сэкигахара и в сражениях при Осакском замке находился на стороне проигравших противников Токутава. Жил он как настоящий аскет, одевался в рванье и презирал многие условности. Всю свою жизнь он оттачивал фехтовальную технику, однако смысл «пути меча» видел в постижении безупречности духа, и именно это приносило ему блестящие победы над самыми грозными противниками. Поскольку Миямото Мусаси сторонился общества и был героем-одиночкой, о его жизни известно немного. Реального Миямото Мусаси затмил его литературный двойник - образ, выведенный в одноименном популярном приключенческом романе японского писателя Ёсикава Эдзи.

Миямото Мусаси родился в 1584 г. в деревне Миямото, расположенной в местечке Есино, провинция Мима-сака. Его полное имя было Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. Мусаси был мастером меча, как говорится, от бога. Первые уроки фехтования он брал у своего отца, однако мастерство оттачивал самостоятельно-в изнурительных тренировках и опасных дуэлях с грозными соперниками. Любимым стилем Мусаси стал нито-рю - фехтование сразу двумя мечами, однако не менее ловко он обращался и с одним мечом, и с трезубцем дзиттэ и даже использовал вместо настоящего оружия любые подручные средства. Свою первую победу он одержал в 13 лет, вызвав на поединок известного мастера меча Арима Кибэи, принадлежавшего к школе Синто Рю. Арима не отнесся к этому поединку серьезно, ибо не мог допустить, что тринадцатилетний мальчишка может стать опасным противником. Мусаси вышел на поединок, вооружившись длинным шестом и коротким мечом вакидзаси. Когда Арима пытался нанести удар, Мусаси ловко перехватил его руку, провел бросок и ударил шестом. Удар этот оказался смертельным.

В шестнадцать лет он вызвал на поединок еще более грозного воина, Тадасима Акияма, и победил его без особого труда. В этом же году юный Мусаси участвовал в битве при Сэкигахара под знаменами клана Асикага, выступившего против войск Токутава. Отряды Асикага были разбиты наголову, и большинство самураев сложили свои буйные головы на поле брани; юный Мусаси также был тяжело ранен и, скорее всего, должен был погибнуть, если бы из гущи сражения его не вытащил знаменитый монах Такуан Сохо, который выходил пострадавшего юношу и оказал на него большое духовное влияние (так излагается в романе, хотя это, конечно, художественный вымысел).

Когда Мусаси исполнился двадцать один год, он отправился в муся-сюго - воинские странствия, ища достойных соперников, чтобы отточить свое фехтовальное мастерство и поднять его на новые высоты. Во время этих странствий Мусаси носил грязные, драные одежды и выглядел очень неопрятным; даже в бане он мылся крайне редко, ибо с ней был связан один очень неприятный эпизод. Когда Мусаси все-таки решил вымыться и залез в о-фуро, традиционную японскую ванну - большую бочку с горячей водой, то на него напал один из его противников, пытавшийся воспользоваться моментом, когда знаменитый воин был невооружен и расслаблен. Но Мусаси и тут сумел «выйти сухим из воды» и одолеть вооруженного врага голыми руками, однако после этого случая возненавидел купание. Это происшествие, приключившееся в бане с Мусаси, послужило основой для известного дзэнского коана, вопрошающего о том, что должен сделать воин, чтобы победить окруживших его врагов, застигших его стоящим обнаженным в бочке с водой и лишенным не только одежды, но и оружия.

Иногда неряшливый вид Мусаси пытаются объяснить своего рода психологической хитростью: введенные в заблуждение его заношенным платьем, соперники смотрели на бродягу свысока и оказывались не готовыми к его молниеносным атакам. Однако по свидетельству ближайших друзей великого воина, все его тело и голова с раннего детства были сплошь покрыты безобразными струпьями, поэтому он стеснялся раздеваться при людях, не мог мыться в бане и не мог носить традиционную самурайскую прическу, когда полголовы обривалось наголо. Волосы Мусаси всегда были растрепанными и неприбранными, как у классического демона из японских сказок. Некоторые авторы считают, что Мусаси страдал врожденным сифилисом, и это тяжкое заболевание, мучавшее мастера всю жизнь и в конце концов его убившее, определило характер Миямото Мусаси: он чувствовал себя не таким, как все прочие люди, был одинок и обезображен, и этот недуг, сделавший его гордым и замкнутым, подвигнул его и на великие свершения в воинском искусстве.

За восемь лет странствий Мусаси дрался в шестидесяти дуэлях и вышел из них победителем, одолев всех своих противников. В Киото он провел серию блистательных поединков с представителями клана Ёсиока, служившими инструкторами фехтования при семье Асикага. Мусаси победил старшего брата, Ёсиока Гэндзаэ-мона, и зарубил насмерть младшего. Тогда его вызвал на поединок сын Гэндзаэмона, Ханситиро. На самом же деле семейство Ёсиока намеревалось под предлогом дуэли заманить Мусаси в ловушку, наброситься на него всей толпой и убить наверняка. Однако Мусаси узнал об этой затее и сам устроил засаду за деревом, около которого собрались коварные Ёсиока. Внезапно выскочив из-за дерева, Мусаси на месте зарубил Ханситиро и многих его родственников, остальные же в страхе разбежались.

Мусаси также нанес поражения и таким известным воинам, как Мусо Гонноскэ, непревзойденному дотоле мастеру шеста, Сисидо Байкану, который слыл мастером кусари-кама, и мастеру копья монаху Сюдзи, который доселе слыл непобедимым. Однако самой знаменитой из дуэлей Миямото Мусаси считается его поединок с Саса-ки Ганрю, учителем фехтования влиятельного князя Хосокава Тадатоси, лучшим меченосцем на всем северном Кюсю. Мусаси вызвал Ганрю на поединок, вызов был с готовностью принят и получил одобрение самого даймё Хосокава. Дуэль назначили на раннее утро 14 апреля 1612 г. на маленьком островке Фунадзима.


Первый удар - завершающий удар!

В назначенное время Ганрю приехал на остров со своими людьми, он был одет в алого цвета хаори и хакама и опоясался великолепным мечом. Мусаси же опоздал на несколько часов - он откровенно проспал,- и все это время Ганрю нервно ходил туда-сюда по берегу островка, остро переживая такое унижение. Наконец лодка привезла и Мусаси. Он выглядел заспанным, одежда была мятой и изодранной, как рубище нищего, волосы спутаны и всклокочены; оружием же для поединка он выбрал обломок старого весла.

Такая откровенная насмешка над правилами хорошего тона взбесила истомившегося и без того обозленного противника, и Ганрю стал терять хладнокровие. Он молниеносно извлек меч и яростно направил удар в голову Мусаси. Одновременно с этим Мусаси ударил Ганрю по голове своей деревяшкой, отступив на шаг. Шнурок, стягивающий его волосы, оказался рассеченным мечом. Сам же Ганрю повалился наземь без сознания. Придя в чувство, Ганрю потребовал продолжения поединка и на этот раз ловким ударом сумел рассечь одежду своего противника. Однако Мусаси сразил Ганрю наповал, тот повалился на землю и более не вставал; изо рта его хлынула кровь, и он тут же умер.

После поединка с Сасаки Ганрю Мусаси очень изменился. Дуэли больше не привлекали его, зато он всей душой увлекся дзэнской живописью в стиле суйбоку-га и обрел славу великолепного художника и каллиграфа. В 1614-1615 гг. он участвовал в сражениях при Осакском замке, где показал чудеса храбрости и воинского мастерства. (Неизвестно, правда, на чьей стороне он сражался.)

Большую часть жизни Мусаси странствовал по Японии со своим приемным сыном и лишь на излете жизни согласился послужить у даймё Хосокава Тадатоси, того самого, которому некогда служил покойный Ганрю. Впрочем, Тадатоси вскоре скончался, и Мусаси оставил дом Хосокава, став аскетом. Перед самой смертью он написал ставшую знаменитой «Книгу пяти колец» («Го-рин-но сю»), в которой размышлял о смысле боевых искусств и «пути меча». Умер он в 1645 г., оставив о себе память как о мудреце и философе, прошедшем через огонь, воду и медные трубы.

Любая традиция - в том числе и традиция боевых искусств - знает периоды расцвета и упадка. История знает немало примеров, когда в силу разных обстоятельств традиции прерывались,- например, когда мастер не знал, кому передать свое искусство, или же само общество теряло интерес к этому искусству. Случилось так, что в первые десятилетия после реставрации Мэй-дзи японское общество, увлекшись перестройкой на европейский лад, утратило интерес к своей собственной национальной традиции. Безжалостно вырубались многие прекрасные рощи, некогда воспевавшиеся поэтами, и на их месте возникали чадящие трубами заводские корпуса. Было разрушено немало буддийских храмов и старинных дворцов. Под угрозой оказалось и выживание традиций самурайских боевых искусств, ибо многие считали, что эпоха меча безвозвратно прошла, и упражнения с мечом - совершенно бессмысленная трата времени. Тем не менее самурайская традиция благодаря подвижничеству многих мастеров сумела-таки выжить и найти себе место в преобразившейся Японии и даже выплеснулась за ее пределы.

Одним из таких мастеров, спасавших благородное искусство меча от угасания, стал Ямаока Тэссю, жизнь которого пришлась на период падения режима Токутава и заката «золотого века» самураев. Заслуга его в том, что он сумел проложить тот мостик, по которому самурайские боевые искусства перешли в новую эпоху. Ямаока Тэссю видел спасение традиции в том, чтобы сделать ее открытой для представителей всех сословий, желающих посвятить жизнь «пути меча».

Мастер Ямаока Тэссю родился в 1835 г. в самурайской семье и, как это водится, первые навыки обращения с мечом получил от своего отца. Мастерство же свое он оттачивал под руководством многих мастеров, первым из которых стал знаменитый фехтовальщик Тиба Сюсаку глава школы Хокусин Итто Рю. Затем Тэссю в возрасте 20 лет был принят в самурайскую семью Ямаока, представители которой из поколения в поколение славились искусством копья (соодзюцу). Женившись на дочери главы этой семьи, Тэссю принял фамилию Ямаока и был посвящен в сокровенные тайны семейной школы фехтовального мастерства.

Объединив все приобретенные знания и вдохновленный дзэнскими идеями, Тэссю создал свой собственный стиль фехтования, назвав его Муто Рю - буквально, «стиль без меча»; своему же залу для фехтовальных упражнений он дал поэтическое название «Сюмпукан» («Зал весеннего ветра»), заимствованное из стихов известного дзэнского мастера Букко, жившего в XIII в.,- того самого, что помогал Ходзё Токимунэ отражать монгольское нашествие. Кстати сказать, образ ветра - быстрого, не знающего преград и способного мгновенно превратиться во всесокрушающий ураган - стал одной из важнейших мифологем, раскрывающих веками складывавшийся образ мастера меча.

В двадцать с лишним лет Тэссю прославился своими блестящими- победами над многими искусными фехтовальщиками. Однако был у него один противник, от которого Тэссю постоянно терпел поражения, - Асари Гимэи, глава школы Наканиси-ха Итто Рю. В конце концов Тэссю попросил Асари стать его учителем; сам же он тренировался с таким упорством и безжалостностью к самому себе, что получил прозвище Демон. Однако, несмотря на все свое упорство, Тэссю не мог победить Асари в течение семнадцати лет. В это время сёгунат Токутава пал, и в 1868 г. Тэссю участвовал в боевых действиях «войны Босин» на стороне бакуфу.

Подняться до нового уровня мастерства Тэссю помог дзэн-буддизм. У Тэссю был свой наставник, мастер дзэн монах Тэкисуи из храма Тэнрю-дзи. Тэкисуи видел причину поражений Тэссю в том, что тот уступает Асари не столько в технике фехтования (она была у него отточена до предела), а именно духом. Тэкисуи посоветовал ему медитировать над таким коаном: «Когда встречаются два сверкающих меча, то прятаться негде; будь холодно-спокойным, подобно цветку лотоса, расцветающему средь бушующего пламени и пронзающему Небеса!» Лишь в возрасте 45 лет Тэссю удалось в медитации постичь тайный, невыразимый словами смысл этого коана. Когда же он вновь скрестил мечи со своим учителем, то Асари рассмеялся, отбросил свой клинок и, поздравив Тэссю, назвал его своим преемником и новым главой школы.

Тэссю прославился не только как мастер меча, но и как выдающийся наставник, оставивший после себя множество учеников. Тэссю любил говорить, что постигающий это искусство меча постигает суть всех вещей, ибо приучается одновременно видеть и жизнь, и смерть. Мастер учил своих последователей, что истинная цель искусства меча заключается не в уничтожении противника, а в выковывании собственного духа - только такая цель достойна времени, потраченного на ее достижение.

Эта философия Тэссю отразилась и в разработанной им системе так называемых сэйганов, до сего времени широко применяемой в различных японских традиционных видах единоборства. Сэйган в дзэн-буддизме означает обет, который дает монах, иначе говоря - суровое испытание, в котором проявляется сила духа. Согласно методике Тэссю, ученик должен был непрерывно тренироваться в течение 1000 дней, после чего он допускался к первому испытанию: ему предстояло за один день провести 200 поединков с одним лишь коротким перерывом. Если ученик выдерживал это испытание, то затем мог пройти второе, более сложное: за три дня он должен был участвовать в трехстах поединках. Третье же, заключительное испытание предполагало-прохождение через 1400 поединков за семь дней. Подобное испытание выходило за рамки обычного понимания фехтовального искусства: для того чтобы выдержать такую нагрузку, одного лишь владения техникой фехтования было мало. Ученик должен был объединить всю свою физическую силу с силой духа и достичь могучего намерения пройти это испытание до конца. Выдержавший такой экзамен мог с полным правом считать себя настоящим самураем духа, каким и был сам Ямаока Тэссю.

Для средневековья самураи имели все качества идеальных солдат. Слово «самурай» произошло от глагола haberu, что в переводе означает, поддерживать, служить,; таким образом самурай это- служащий человек, являющийся не только воином но и телохранителем и слугой своего господина(даймё) или сюзерена. Самурай служил верно своему господину настолько преданно. что готов был без раздумий отдать за него свою жизнь.

Самураи были невероятно умелыми и опасными солдатами, так как в их боевой подготовке было два важных психологических фактора, слепая, абсолютная преданность господину и беспрекословная готовность к смерти, более того умереть во имя чести и доброго имени своего господина было весьма почётно и считалось лучшим концом жизни самурая.

Секрет "рыцарей" феодальной Японии заключался в кодексе Бусидо. Именно без этого кодекса самураи оставались бы просто хорошими солдатами и не смогли бы не достигнуть таких вершин в доблести и героизме, прославивших их не на одно столетие. Кодекс Бусидо - это не что иное как свод правил, именно по этим правилам самураи жили, шли в бой и даже умирали. Именно благодаря кодексу бусидо самураи становились боевыми машинами с циничным взглядом на обычную, мирную жизнь и воспеванием собственной героической гибели. В жизни самурая было только одно стремление, исполнить свой долг до самой смерти, а исполнение долга заключалось в служении своему сюзерену. Поэтому самурай никогда не стоял перед выбором жить или умереть, само его определение как самурая исключало подобный выбор, иначе он не имел права называться самураем

.

Быть самураем соответственно было далеко нелёгкой задачей, к примеру средний вес доспехов самурая мог достигать 12 килограмм. Такая весомая нагрузка просто обязывала воина иметь отличную физическую подготовку. Самураев учили с раннего детства, обучение продолжалось до 15-16 лет, и заканчивалось обучение тогда когда наставник посчитает что юный самурай готов верно служить своему господину. В учебную программу самурая, обязательно входило искусство владения мечом, копьем, алебардой, стрельба из лука, рукопашный бой, и многое другое.

Семья и наставник заботились о становлении характера будущего самурая, вырабатывая отвагу, мужество, терпение, выносливость,бесстрашие и смелость, другими словами, развивая в них качества, считавшиеся в среде самураев главными добродетелями, при которых воин должен был пренебречь своей жизнью ради жизни господина. Характер истинного самурая развивали просмотром театрализованных представлений о героических подвигах великих самураев, прочтением историй и рассказов. Очень часто отцы или наставники приказывали сыновьям ходить ночью на кладбище в места где якобы водится нечистая сила, для того что бы закалять свой характер и учиться бороться со страхами. Нередко будущие самураи посещали и места публичных казней и наказаний, и проводили по ночам осмотр отрубленных голов казнённых, на которых юный ученик непременно должен был оставить какой нибудь свой знак, являющийся доказательством того что молодой буси действительно приходил на это место. Юные самураи вынуждены были часто ходить зимой босиком, или оставаться голодными, так как все эти меры воспитывали в них выносливость, так необходимую настоящим самураям.

Молодые самураи должы были носить свои доспехи не снимая до тех пор пока совершенно к ним не привыкнут и не будут чуствовать себя в них так же удобно как без доспехов.

Самураи, чётко оформились именно как сословие в период правления сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированным слоем самураев были хатамото, которые являлись непосредственными вассалами своего сёгуна. Хатамото чаще всего даже не имели своих земель, а жалование от господина получали рисом.

Духом презрения к смерти и беспрекословного подчинения своему господину был проникнут весь кодекс Бусидо, которому была подчинена жизнь любого самурая. По закону самурай имел право убить на улице любого представителя низшего сословия который неприлично вёл себя по мнению самурая или не дай бог посмел оскорбить его. К закату эпохи Самураев, в период правления дома Токугава, отряды самураев чаще всего использовались уже лишь для подавления крестьянских бунтов. Самураи были жестоки, они не ведали что такое жалость и если кому то приходило время расстаться с жизнью от руки самурая, то смерть была молниеносна, без права на справедливость.

Самураи были гораздо более сложным классом, чем представление современного общества о самоотверженном военном сословии. Хотя они иногда были легендарными войнами, которые ставили честь превыше всего, среди них также были наёмники, охотившиеся за золотом, пираты, путешественники, христиане, политики, убийцы и бомжи.

10. Самураи не были настолько элитными

Несмотря на то, что мы думаем о самураях как об элитной боевой силе, большинство армии Японии были пешими воинами, называемыми асигару (ashigaru), и именно пехотинцы выигрывали войны.

Асигару начинался как общий сброд разношёрстных людей, приведённый с рисовых полей, но когда даймё поняли, что хорошо обученная постоянная армия была лучше случайных необученных воинов, они обучили их воевать. В древней Японии было три вида воинов: самураи, асигару и дзи-самураи. Дзи-самураи были самураями лишь тогда, когда это было необходимо, работая в качестве фермеров остальную часть года.

Когда дзи-самурай решал стать полноценным самураем, он присоединялся к асигару, а не к рядам своих более богатых коллег. Дзи-самураи, конечно были не настолько уважаемы, как истинные самураи, но их ассимиляция в асигару едва ли была понижением в статусе. Японские асигару были почти на равных условиях с самураями. В некоторых районах, эти два класса даже нельзя было различить.

Военная служба в качестве асигару была одним из путей, чтобы подняться по социальной лестнице феодальной Японии, кульминацией которой стало событие, когда Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), сын асигару, поднялся настолько высоко, что стал выдающимся правителем Японии. Затем он выбил лестницу из-под тех, кто на тот момент не был самураем, заморозив, таким образом, распределение социальных классов Японии.

9. Христианские самураи


Фотография: Боак Мариндюк (Boac Marinduque)

Приход миссионеров-иезуитов на юг Японии привёл к тому, что некоторые даймё приняли христианство. Их обращение, возможно, было более практичным, чем религиозным, так как связь с христианским миром означала доступ к европейской военной технике. Принявший христианскую веру даймё, Арима Харунобу (Arima Harunobu) выставил европейские пушки, для использования против своих врагов в битве при Окиты-Навате (Okita-Nawate). Поскольку Харунобу был христианином, миссионер-иезуит присутствовал на сражении и записывал как его самурай, довольно ошибочно преклонял колени и читал молитву Господню перед каждым выстрелом, который они совершали из своих драгоценных пушек.

Верность христианству помешала даймё Дом Джусто Такаяма (Dom Justo Takayama) действовать также как любой другой военачальник-самурай во время его правления. Когда Япония выгнала христианских миссионеров и заставила японских христиан отречься от веры, Такаяма предпочёл сбежать из Японии с 300 другими христианами, но не отказываться от своей веры. В настоящее время рассматривается вопрос о придании Такаяме статуса католического святого.

8. Церемонии осмотра отсечённых голов


Голова врага была доказательством выполненного долга самурая. После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись даймё, которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Каждую голову затем устанавливали на небольшой деревянный держатель и помечали именами жертвы и убийцы. Если времени было мало, устраивалась поспешная церемония, во время которой головы расставляли на листьях, чтобы они впитали в себя кровь.

В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов Ода Нобунаги (Oda Nobunaga), даймё Имагава Ёсимото (Imagawa Yoshimoto) провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

7. Они отступали во время битв


Многие самураи предпочитали бороться до смерти, чем жить в бесчестии. Даймё, однако, знали, что хорошая военная тактика включала в себя отступление. Тактические и истинные отступления были настолько же распространены в древней Японии, как и везде, особенно когда даймё были в опасности. Помимо того, что он был одним из первых кланов самураев, которые использовали огнестрельное оружие, клан Симадзу (Shimazu) из южной Японии славился использованием отрядов воинов, проводивших ложное отступление, чтобы заманить своих врагов в уязвимое положение.

Отступая, самураи использовали вздымавшийся плащ, называемый хоро, который защищал их от стрел во время бегства на лошадях. Хоро надувался, как воздушный шар, и его защитная изоляция также защищала лошадь. Убить лошадь было легче, чем целиться во всадника, который мог быстро погибнуть, как только его придавливала его же убитая лошадь.

6. Самураи были великолепными


Фотография: Samurai Antique World

В первые годы, самураи произносили долгие речи, описывая родословные воинов до сражений один-на-один. Позже, монгольские нашествия и включение низших классов в войну сделали провозглашение родословных линий самураев непрактичными в бою. Желая сохранить свой важный статус, некоторые воины начали носить флаги на спине, на которых была подробно описана их родословная. Однако, так как противники, вероятно, не были заинтересованы в чтении семейных историй в пылу сражения, практика так никогда и не прижилась.

В 16 веке воины начали носить сасимоно, небольшие флажки, которые были предназначены для ношения на спине самурая, чтобы отобразить их личность. Самураи шли на многое, чтобы выделиться из толпы, и сасимоно не ограничивались только флагами, они также включали в себя такие предметы, как веера и деревянные изделия в виде солнца с лучами. Многие шли ещё дальше и отмечали свою личность витиеватыми шлемами с рогами оленей, буйволов, павлиньими перьями - в ход шло всё, что помогало привлечь достойного противника, чьё поражение обеспечивало им честь и богатство.

5. Самураи-пираты


Примерно вначале 13-го века монгольское нашествие отодвинуло от своего побережья корейскую армию. Из-за неурожая в Японии осталось мало пищи, и, учитывая тот факт, что столица располагалась далеко на востоке, безработные ронины на западе начали отчаянно нуждаться в доходе и при слабом надзоре. Всё это привело к зарождению эры азиатской пиратства, главными игрокам которой были самураи.

Пираты, которых называли вокоу (wokou) вызвали столько хаоса, что именно из-за них появились многие международные споры между Китаем, Кореей и Японией. Несмотря на то, что вокоу со временем начали включать в себя всё большее число других национальностей, ранние рейды проводились в первую очередь японцами и продолжались в течение многих лет, так как пираты были под защитой местных семей самураев.

Корея, в конечном итоге, перешла под контроль монголов. После этого врагом вокоу стал Хубилай (Kublai Khan), которому корейские послы сообщили, что японцы были «жестокими и кровожадными» и монголы начали нашествие на японские берега.

Вторжение не удалось, однако оно помогло приостановить дальнейшие рейды вокоу вплоть до 14-го века. К тому времени вокоу были смешанной группой людей из разных частей Азии. Однако, из-за того, что они совершали свои многочисленные вторжения в Корею и Китай с японских островов, император Мин (Ming) пригрозил вторжением в Японию, если ей не удастся решить свою проблему с пиратами.

4. Харакири активно порицалось


Харакири, или ритуальное самоубийство, было способом самурая сохранить свою честь после определённого поражения. Все в любом случае вели на него охоту, и ему было нечего терять за исключением нервов перед процедурой вываливания своих кишок на пол. Однако в то время как самураи были готовы покончить жизнь самоубийством этим почётным способом, даймё больше беспокоились о сохранении своих армий. Самые известные исторические примеры массовых самоубийств отодвигают на задний план простую истину, состоящую в том, что не было никакого смысла в том, чтобы терять талантливых воинов. Победившие в битве даймё зачастую хотели, чтобы враги приносили им клятву верности, а не совершали харакири.

Одним из видов харакири был джунси (junshi). Совершая этот тип самоубийства, самурай следовал за своим павшим владыкой в загробную жизнь. Это было весьма проблематичным для наследника владыки. Вместо того, чтобы унаследовать армию самураев своего отца, у него оказывался двор, полный трупов лучших воинов. А учитывая тот факт, что новый даймё был обязан честью финансово поддерживать семью павшего самурая, джунси также было непривлекательной финансовой перспективой. В конце концов, практика джунси была запрещена сёгунатом Токугава (Tokugawa shogunate), хотя это и не остановило некоторых самураев от следования ей.

3. Самураи за границей


В то время как самураи, состоявшие на службе, редко покидали территорию своего даймё, за исключением вторжений на чужие территории, многие ронины искали счастья за рубежом. Среди первых зарубежных стран, которые начали нанимать самураев, была Испания. В заговоре с целью завоевать Китай для христианского мира, испанские лидеры на Филиппинах добавили тысячи самураев в многонациональные силы вторжения. Вторжение так никогда и не началось из-за отсутствия поддержки со стороны испанской короны, но другие самураи-наёмники часто служили под испанским флагом.

Самураи удачи особенно отличились в древнем Таиланде, где японский гарнизон самураев, состоявший приблизительно из 1500 человек помогал в военных походах. Колония состояла в основном из ронинов, искавших счастья за рубежом и христиан, спасавшихся от сёгуната. Военная поддержка, оказанная тайскому королю лидером Ямада Нагамаса (Yamada Nagamasa) принесла ему как принцессу, так и дворянский титул. Нагамасе дали власть над областью на юге Таиланда, но после выбора проигравшей стороны в войне за наследство, он скончался от полученных ранений в бою. После его смерти японское присутствие в Таиланде быстро уменьшилось, так как многие бежали в соседнюю Камбоджу, из-за того, что новый король был настроен против японцев.

2. Поздние самураи были бедными и могли убивать крестьян


Фотография: PHGCOM /Wikimedia

После того как Япония была объединена, самураям, которые зарабатывали на жизнь участием в бесконечных гражданских войнах своей страны, оказалось не с кем бороться. Отсутствие войны означало отсутствие голов. А отсутствие голов означало отсутствие денег, и немногие счастливчики из тысяч японских самураев, которые сохранили свои рабочие места, теперь работали на даймё, плативших им рисом.

По закону, самураям было запрещено работать, чтобы поддерживать себя. Торговля и сельское хозяйство считались крестьянской работой, из-за чего единственным источником дохода самурая стали фиксированные выплаты рисом в экономике быстро переходившей на торговлю с помощью монет. На горстку риса уже нельзя было купить столько сакэ, как можно было в прежние времена, поэтому самураи вынуждены были обменивать свой рис на реальные деньги. К сожалению, для высшего класса, находившегося под сильным давлением, дарить хорошие подарки, обладать качественными вещами, и носить стильную одежду было частью должностной обязанности самурая. Поэтому в период Эдо многие самураи попали в чёрную дыру долга у кредиторов.

Это может объяснить то, почему им дали право кирисуте гомен (kirisute gomen), юридическое право на убийство дерзких простолюдинов. Это было заманчивым правом для разорённых самураев, которые теперь могли покрыть свои долги с помощью меча. Тем не менее, документально подтвержденные случаи использования этого права практически отсутствуют, поэтому, кажется, что в целом самураи не использовали это право.

1. Как всё это закончилось


На протяжении приблизительно последних 250 лет своего существования, самураи постепенно превращались в поэтов, учёных и чиновников. Хагакурэ (Hagakure), возможно, величайшая книга о том, как быть самураем, представляла собой комментарии самурая, который прожил и умер, так и не приняв участия ни в одной войне.

Тем не менее, самураи оставались военным классом Японии и, несмотря на преобладающий мир, некоторые из лучших фехтовальщиков Японии были именно из эпохи Эдо. Те самураи, которые не хотели менять свою катану на перо, усердно обучались фехтованию, дрались на дуэлях, чтобы завоевать достаточно славы для открытия своих собственных боевых школ. Самая известная книга о японском ведении войны, «Книга Пяти Колец» (The Book of Five Rings), появилась в этот период. Автор Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) считался одним из величайших фехтовальщиков Японии, он участвовал в двух из нескольких крупных сражений того периода, а также в многочисленных дуэлях.

Между тем, те, самураи, которые ступили на политическую арену, неуклонно росли во власти. В конце концов, они набрали достаточно силы, чтобы бросить вызов сёгунату. Им удалось свергнуть его, сражаясь во имя императора. Свергнув правительство и поставив номинального императора, они, по сути, захватили контроль над Японией.

Этот шаг, наряду с многочисленными другими факторами, обозначил начало модернизации Японии. К сожалению, для остальных самураев, модернизация включала в себя призывную армию в западном стиле, что резко ослабило военный класс Японии.

Растущие разочарования самураев, наконец, завершились Сацумским Восстанием (Satsuma Rebellion), очень свободно изображённым в фильме «Последний самурай». Несмотря на то, что реальное восстание значительно отличалось от того, как его изобразили в Голливуде, можно с уверенностью сказать, что самураи, верные своему воинскому духу, закончили своё существование яркой вспышкой славы.

Просмотров