Детская библиотека какое название ей дать. Библиотеки для детей в россии

18.11.2019

15.10.2019

07.10.2019

30.09.2019

23.09.2019

05.08.2019

24.07.2019

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

Марина Дорохова
НОД «Расскажем малышам о библиотеке». Детям старшего дошкольного возраста о профессиях работников библиотечной сферы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«»

М. А. Дорохова, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7» города Сосновоборска

Тема : «Расскажем малышам о библиотеке »

Цель : развитие интеллектуально-творческого потенциала детей группы через совершенствование навыков познавательной деятельности.

Задачи :

I. Образовательные

1. Расширять знания о профессиях работников библиотечной сферы . Показать значимость библиотеки .

2. Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «библиотека » : библиотекарь , библиограф , стеллаж, книжные полки, читальный зал и др.

3. Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей.

II. Развивающие

1. Формировать опыт группового интеллектуального действия (мозговой штурм) .

III Воспитательные

1. Воспитывать у детей интерес к книге, отзывчивость, уважение к труду взрослых.

2. Закрепить правила обращения с книгой.

Методические приёмы. Составление ментальной карты по теме библиотека , структурирование информации и оптимизация мышления, создание живых и «говорящих» записей, способных донести информацию, социо-игровые.

Предварительная работа . Чтение художественных произведений, беседа о труде библиотекаря . Экскурсия в библиотеку . Компьютерная презентация «Детские клипы песен о библиотеке и пользе чтения » .

Оборудование. Любимые книги детей группы, картинки разных видов библиотек , фотографии с экскурсии в библиотеку , формуляр, картинки профессий людей , работающих в библиотеке , клей, 2 листа ватмана, фломастеры, цветные карандаши.

Дети находятся в приемной, заходят малыши и обращаются к ребятам с просьбой :

«Мы хотели поиграть в новую игру – библиотеку , помогите нам узнать, что такое библиотека , кто там работает и зачем она нужна , чтобы наша игра стала интересной».

В : «Можем ли мы помочь малышам ? Давайте подумаем» .

Передавая мяч друг другу каждый ребенок, выдвигает свою версию. (Рассказать , почитать, посмотреть информацию в компьютере, поиграть.)

В итоге воспитатель предлагает детям сделать «умную карту» и отразить на ней все, что мы знаем о библиотеке , чтобы ничего не забыть.

Дети подходят к столу, на котором находиться ватман и фломастеры. В центре листа картинка «детской библиотеки » .

В : «Вы узнали это здание? Правильно, это детская библиотека . Библиотека слово не русское , оно состоит из двух слов «библио » , что означает «книга» и «тека» , что означает «хранилище» .

В : Среди предложенных картинок, отберите те, которые помогут малышам узнать , какие бывают библиотеки . Наклейте свои картинки в левом верхнем углу листа.

(Дети выбирают фотографии с изображением разных видов библиотек : детские, взрослые, школьные, книжный уголок в детском саду и называют виды библиотек )

В : Как называются люди, которые посещают библиотеку и читают книги ? (Читатели)

Найдите информацию, которая подскажет ребятам, какие книги бывают в библиотеке , и как книги расположены на полках. Наклейте выбранные картинки в правом верхнем углу.

(Дети отбирают картинки с изображениями разных книг, фотографии стеллажей с алфавитными указателями, рассказывают о принципах расположения книг на книжных стеллажах.)

В : Чтобы вспомнить, кто работает в библиотеке , давайте покидаем мячик и вспомним нужные профессии .

Игра с мячом вокруг стола «Кто работает в библиотеке (Дети перекидывая мяч друг другу, называют профессии людей , работающих в библиотеке .)

В : Найдем картинки с профессиями людей , работающих в библиотеке , и наклеим в правом нижнем углу. (Дети отбирают картинки с изображениями людей нужных профессий и наклеивают на ментальную карту.)

В : Книги очень нужны людям. Вспомнить, как с ними нужно обращаться, нам поможет игра «Да и нет» . Если утверждение верное, то хлопаем в ритме да-да-да, если неверное, то топаем со словом «нет» , сохраняя ритм.

Книга самый лучший друг-это знают все вокруг.

Если нравиться картинка. рви ее из серединки.

Книгу бережно держи, в нее закладку положи.

Сгорки прокатись на книжке, предложи проехать мишке.

Ручку в книжку положи, на страничках попиши.

Книгу в воду не бросай, береги и уважай.

В : Чему может научить эта игра?

Рефлексия.

Вы хорошо поработали сегодня . Посмотрите на нашу карту, если вы считаете, что она поможет детям узнать что , такое библиотека , то поднимите веселый смайлик, если не сможет помочь то - грустный.

В заключении дети под звучание песни «Читатель» относят карту малышам в группу .

Публикации по теме:

Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.

Накануне великого праздника Дня Победы мы провели тематическую неделю по этом теме: рассказывали детям об этом празднике, рассматривали.

Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвигах и доблести отцов. Для ребёнка.

Конспект ОД по развитию и коррекции познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста «Будь внимательным!» Образовательные задачи: Познакомить детей с новыми играми и упражнениями. Развивающие задачи: развивать способности.

«… Чтоб снова На земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили КАК ВЫ!» Я не хочу, чтобы наше будущее.

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки.

Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” - “привитием информационной культуры”. Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая из библиотек, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.

Сегодня “модным” стало определять “миссию” организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии “миссия”, то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань “моде”, не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Он понимал, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Нужно не допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации - стремление к знаниям, чтению. А читающая нация - это, прежде всего, читающие дети. Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только, источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации.

Это, и многое другое, дало основание определить приоритетные направления деятельности библиотеки в настоящее время, а именно:

Информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;

Предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;

Работа с молодой семьей в рамках комплексной программы “Будущая мама самая обаятельная и привлекательная”, информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;

Внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;

Содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных “зон” и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;

Организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Эффективность внедрения всех этих направлений, зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Сегодня чтение молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

Это получило документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.

Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.

Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.

В детской библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети согласно Конвенции ООН о правах ребенка нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА) указывает на необходимость предоставления детям своей территории, квалифицированной помощи со стороны подготовленных взрослых.

Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

Развитие и содействие саморазвитию ребенка;

Создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

Воспитание творческих способностей ребенка;

Пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности. Наиболее полно эти потребности сформулировали американские библиотекари. С небольшими изменениями их можно принять за основу работы в российских детских библиотеках.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой - взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

Спросите у кого угодно, что такое библиотека, и в ответ услышите: хранилище книг. Так вот, мнение это сильно устарело. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии -- создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям .

Фотобанк Лори

Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

Полтора века истории

Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

Что предлагают сегодня детские библиотеки?

Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

Фотобанк Лори

В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

Сукиасян Э.Р.,

ФГБУ «Российская государственная библиотека»,

заведующий сектором, главный редактор ББК,

Научно-исследовательский центр развития ББК.

Мне в жизни не повезло: не посчастливилось работать в детской библиотеке. С тех пор, как начал читать, понимал, что детская библиотека - это особый мир, в который хотелось проникнуть однажды и остаться там навсегда. Школьная библиотека - нечто другое. Задачи детской и школьной библиотеки разные. Первая должна воспитать человека, сделать егоне просто образованным, но и начитанным, умным на пределе возможностей каждого. Впрочем, есть ли такой предел у ребенка? Перед школьной библиотекой, как мне кажется, стоят иные задачи. Она работает не с детьми вообще, а с учащимися в первую очередь. Ее задачи скромнее и конкретнее: надо помочь школьнику в учебе. Сделать все, чтобы учиться было легко и интересно. Помочь учителю: на каждый урок приносить книги и организовывать выставки, расширяющие горизонт, раздвигающие границы учебника.

… библиотекарь, работающий с детьми и школьниками - не совсем нормальный человек. Прежде всего, потому, что он должен знать много из самых разных областей. И уметь рассказывать обо всем так, чтобы было интересно. Самое главное: в нужный момент останавливаться и показывать книги, много книг. Смысл не в том, чтобы читать самому (и это тоже важно), надо заразить чтением своих юных читателей.

Человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся или нет те или иные знания, умения, навыки. Nobody knows - говорят англичане, никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни. И если можно что-то освоить впрок, почему надо препятствовать этому? В средние века считалось, что ограниченность и глупость - понятия одного порядка. Можно заниматься музыкой или фигурным катанием, шахматами или программированием. Но жить только этим нельзя.

В детстве - и это знают все взрослые - ребенок проходит через этап безграничного развития своего бурно растущего интеллекта. Любознательность проявляется во всем: в речи, в поведении, во взгляде на окружающий мир. Еще не умея самостоятельно искать ответы на вопросы, ребенок задает их окружающим и нередко встречается со стеной безразличия и равнодушия. Он, оказывается, мешает им своими вопросами. И вообще, «ему рано это знать». Еще хорошо, если, отвечая, скажут «вырастешь - прочитаешь». Хуже другая формула: «вырастешь - узнаешь». Непонятно где, когда, от кого. Никто из взрослых не любит признаваться в том, что причины явного нежелания разговаривать с детьми, элементарны: не всегда известен ответ на сложный детский вопрос. Если даже все понятно, как грамотно и доступно для ребенка построить ответ? Как выйти из ситуации, «не уронив своего авторитета»? Да ему, взрослому, порой все это - то, что в тот миг интересует ребенка, совсем неинтересно. Понаблюдайте за поведением детей и взрослых, например, в парке. Вы увидите, что они живут разной жизнью: дети общаются с детьми, а взрослые со взрослыми. Хочется спросить: когда вы научите детей наблюдать, сравнивать, думать, в конце концов! Воспитание общением стало в наши дни непозволительной роскошью. Легче сказать «Нельзя!», чем объяснить, как можно, и почему надо так, а не иначе...

Наблюдая, как общаются с читателями-детьми библиотекари в США, я услышал немало вопросов, поразивших меня. Например, библиотекарю, оказывается не безразлично, кто окружает ребенка в доме: полная ли у него семья, бывают ли родители дома по вечерам, живут ли в семье бабушки и дедушки, есть ли и в каком возрасте братья и сестры. Услышал и такой странный вопрос: сколько лет было папе и маме, когда ты родился? Что они делали в это время, учились или работали? Зачем это вам, спросил я, и был обескуражен ответом: мы пытаемся определить, как развивался наш читатель. А у вас это не спрашивают?- Мне кажется, нет. -

Попробуйте возразить: молодым родителям труднее находить время для общения с ребенком, к тому же, они в 20-25 лет и сами многого не знают, не могут и не всегда умеют отвечать на вопросы. К 30-35 годам накапливается опыт, да и общение с ребенком становится более интересным. - А братья и сестры? - Тут вы сами все понимаете: широкий круг общения предполагает большие возможности. В Америке, к сожалению, не принято жить большой семьей: очень редко бабушки и дедушки повседневно общаются с детьми. В России, как мыслышали, это не совсем так. Значит, у вас есть преимущество. - В каких же случаях, по вашему мнению, на библиотеку падает серьезная ответственность за развитие ребенка? - Вы знаете сами, но если спросили, ответим: когда к нам приходит первый ребенок одинокой матери, родившей его в возрасте от 18 лет, работающей и одновременно получающей образование. С ним надо много общаться и библиотека должна стать для него вторым домом... Я помню, как я вышел из библиотеки и неожиданно понял, каким счастливым я вырос: в год моего рождения моим родителям было уже больше 35 лет, у меня была старшая сестра, и я не могу вспомнить случая, чтобы мне не ответили на вопрос. Правда, иногда они не отвечали сами, а «заводили меня». Когда однажды на тбилисском вокзале я прочел на вагоне слова «Тормоз Матросова» и спросил об этом отца, он улыбнулся и сказал: «Есть еще и тормоз Вестингауза. Найди в книгах и объясни мне». Я был в третьем или четвертом классе. Моя библиотекарша уже привыкла к моим «фокусам», поэтому молча пошла за книгой, но предупредила: книжка для старших школьников, шрифт мелкий. Толстая книга «Железная дорога» Льва Гумилевского осталась в памяти на всю жизнь. Чтобы «объяснить» отцу, пришлось рисовать схемы. Только тогда стало понятно, как работает стоп-кран, который все мы видим в вагонах. Действительно, а как он работает? Задайте этот вопрос ребятам. Пусть нарисуют и объяснят. Придется, наверное, почитать?

Мы живем в предметном мире, наполненном разными машинами и механизмами, растениями и животными. Развивая свой язык, мы называем их, находим слова и выражения и для абстрактных понятий. «Никогда не проходи мимо слов или выражений, которые тебе непонятны. Если ты хочешь стать библиотекарем, помни - тебя имеют право спросить обо всем. И ты должен объяснить. Или знать, где найти объяснение». Эти отцовские слова были сказаны школьнику четвертого класса (тогда я впервые сказал близким, кем хочу стать). Помню, как стало трудно жить! Пришлось записывать, чтобы не забыть, и в ближайший визит в библиотеку выяснять, что такое мельхиор, или раздельная уборка зерновых, или, например, езиды и курды - это один народ или разные?

Не убивайте любознательность ребенка!

«Хочу все знать» - эти слова пока еще маленький по возрасту человек должен сказать себе самому. Любознательность начинает формировать личность. Кроме того, она тренирует эвристические (поисковые) способности и память ребенка. Сначала ведь надо найти то, что ты ищешь. По ходу поисков перелистываются книги, что-то читается, обнаруживается новая информация - по таким темам, которые, как говорится, и в голову не приходили. Вот, например, все знают, наверное, что А. П. Бородин был не только великим композитором, но и известным химиком. Впрочем, о химике А. П. Бородине многие толком ничего не знают... Проявим любознательность и зададим вопрос: как это у него в жизни сочеталось? Сначала он занимался химией, потом сочинял музыку? Или наоборот? Или параллельно, тратил время на то и другое? Что считал для себя более важным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо читать. Зададим более сложный вопрос. В развитие человеческой культуры особый вклад внесли выдающиеся лица, лишенные слуха. Вспоминаются, как правило, имена Л. Бетховена, К. Э. Циолковского. Есть еще? Могут вспомнить выдающегося изобретателя Т. А. Эдисона.. Можно ли пополнить этот список? А заодно и выяснить: этот недостаток им помогал или мешал? Известно, что люди делятся на правшей и левшей. Говорят, что многие инструменты рассчитаны на правшей, но не подходят для «леворуких», приходится их конструкцию изменять. Кто-нибудь видел подобные инструменты? Чем будут отличаться от обычных, например, ножницы для левшей?

Зададим более общий вопрос: как мы живем, многого не зная вообще? Почему мы ограничиваем круг своих знаний? Кто сказал, где проходит граница между общедоступным («для всех») и специальным («для избранных») знанием? Если мы возьмемся за решение кроссвордов или сканвордов, то быстро увидим некоторую «размытость» этих границ. От нас потребуется, например, знание имен спутников всех планет Солнечной системы, или названий месяцев в календаре Великой французской революции, или богов греческой и римской (иногда и египетской) мифологии. Что-то мы «проходим» в школе, о чем-то, кажется, говорили на уроках. В памяти, как правило, ничего не осталось. Одиннадцать школьных лет. Как же надо их прожить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответ мы можем найти там же, у Н. Островского, если прочитаем следующее предложение: «И надо торопиться жить». Но любознательность не должна вести к бессистемному накоплению «капитала» в голове. Современному подростку, владеющему компьютером, это легко объяснить: наполнили винчестер тысячами файлов с безобразными и непонятными именами (на нескольких языках), папок никаких нет, как искать - неизвестно. Проще нажать команду «удалить», что мы в повседневной жизни и делаем. Любознательность «в теории» (Что такое? Кто такой?) часто сочетается с любознательностью практической, когда ребенок начинает не только задавать вопросы «Как это сделано?», но и готов сделать все своими руками. Какое, порой, сопротивление ему приходится преодолевать в борьбе с всесильными родителями, если они, например, гуманитарии «от и до»: ножницами лучше ничего не делать, чтобы не порезаться, клей разводить нельзя - на мебели могут остаться пятна, и, уж во всяком случае, нельзя приносить домой никаких проводов - «током ударит!». Ребенку трудно доказать право на свой уголок с инструментами (предел мечтаний - верстак), а ведь уметь что-то сделать самому - это так же естественно, как и все другое в жизни школьника. Не понимая этого, мы покупаем детям большие толстые книги с романами и повестями (они прочитают их всего раз, могли бы взять в библиотеке), вместо того, чтобы подарить микроскоп или даже телескоп, большую готовальню, набор для химической лаборатории «на дому». Кажется, уже все знают, какие качества (а незаметно - и знания, и наблюдательность) воспитывают в детях «братья наши меньшие», но вот недавно я услышал в телевизионном интервью по каналу «Домашний», что животных в доме имеет только треть школьников.

У библиотекаря немало возможностей воспитать в детях любознательность. Самая эффективная - открыть свои фонды и дать возможность каждому ребенку «рыться в книгах». В первую очередь речь идет о фонде научно-познавательной литературы». Если интересно, если ребенку хочется посмотреть книги или журналы самому, библиотекарь должен молча отойти в сторону, а не навязывать свою помощь. Атласы, многотомные энциклопедии, богато иллюстрированные издания всегда должны быть в читальном зале в непосредственном пользовании читателей. Вспоминаю публичные библиотеки в Швеции: там вообще нет никаких «служебных помещений», а если будет обнаружено какое-нибудь издание «под прилавком», библиотекаря ждут крупные неприятности.

Конечно, и сам библиотекарь должен быть человеком любознательным, а если задан вопрос, не отвечать на него сразу. Гораздо правильнее показать читателю, где и как можно найти ответ, не выходя за пределы библиотеки. Сначала - в книгах, потом, если не получится, привлечь возможности Интернета. Мне хотелось бы, чтобы фраза «Давайте поищем вместе», которую я часто слышал в американских библиотеках, прижилась и в нашей среде. От воспитания любознательности один шаг к воспитанию собственной личности. Можно ли научиться быстро читать, красиво и разборчиво писать? Как сохранить и улучшить функции органов чувств (зрение, слух, обоняние и другие). Как упорядочить свои знания, привести в порядок память? Эти и многие другие вопросы волнуют наших читателей. Надо помочь им, прежде всего - убедить в своих уникальных возможностях. Конечно, это одна из задач библиотекаря.

Полный текст статьи см. Сукиасян Э.Р. Дети, библиотеки и библиотекари /Э.Р.Сукиасян//Ваша библиотека.-2011.-№ 16.-С.12-19.

Дети, библиотеки и библиотекари

Просмотров