Будда шакьямуни об употреблении мяса. Питание и буддизм Какое мясо нельзя есть буддистам

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в . Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты - вегетарианцы или нет?

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является , обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

  • Амагандха-сутре
  • Дживака-сутре
  • Ланкаватара-сутре
  • Ангулимале-сутре
  • Сутре о слоне
  • Сутре о великом облаке
  • Сурангама-сутре
  • Махапаринирвана-сутре

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака.

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

  • Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
  • Если они об этом слышали
  • При имеющихся подозрениях на этот счёт

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно.


Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут.

Будда говорил лишь о том, что адепты не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.

  • человека,
  • слона,
  • лошади,
  • собаки,
  • змеи,
  • льва,
  • тигра,
  • леопарда,
  • медведя,
  • гиены.


Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:

  • кушать рис,
  • другие зерновые,
  • бобовые,
  • зеленные культуры,
  • масло гхи,
  • растительное масло,
  • мёд и сахар.


Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.

С документальной точки зрения в убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В , в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно неявляется непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

Правитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма,Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки.В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним.


Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона:

  • мясо,
  • рыбу,
  • яйца,
  • молочные продукты,
  • морепродукты,

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья.


Далай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни.

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.


Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему.

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. С учетом широкого распространения в современном мире пищевой аллергии, все большего использования синтетических пищевых добавок, чрезмерного употребления мяса и нерегулярного питания буддийская кухня может стать прекрасной альтернативой. Корейская газета Chosun Ilbo предлагает следующую формулу успеха:

1. Натуральные специи.

Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.

2. Клетчатка.

Буддийские монахи редко страдают от запоров, потому что едят приправленные овощи в большом количестве. Для приготовлений буддийских блюд все идет в ход, даже корни и кожура растений. «Сырые овощи и обработанные овощи богаты не только клетчаткой, но и фитохимическими веществами, которые помогают предотвратить раковые и хронические дегенеративные заболевания», - говорит специалист по проблемам питания профессор Син Ми-кён из университета Вон Кван (Сеул).

3. Пониженное содержание соли.

«Мы стараемся добавлять минимум соли, потому что соленая пища стимулирует наш желудок, тем самым, мешая сконцентрироваться на самодисциплине, и к тому же забивает истинный вкус ингредиентов», - говорит Хон Сон, монах, сотрудничающий с исследовательской группой, занятой изучением буддийской кухни.

4. Низкокалорийные продукты.

У буддистов низкокалорийная диета. Она включает в себя горячую овсяную кашу на завтрак, полноценный обед и рис на ужин. Энергетическая ценность такой диеты составляет в среднем 1600 ккал в день, или 82% от ежедневного потребления взрослого человека. Именно поэтому такая диета прекрасно подходит тем, кто стремится сбросить лишний вес .

5. Орехи и бобовые.

Поскольку мясо исключено из рациона в буддийской кухне его заменяют кедровыми орехами, арахисом и другими орехами, а также бобами, тофу и другими соевыми продуктами в качестве источников протеина. Исследования показали, что люди, которые регулярно едят орехи, на 35-50% менее подвержены риску сердечных заболеваний, а бобовые известны своим противораковым действием.

6. Ешьте небольшими порциями.

Употребляя буддийскую пищу сложно переесть. Зачастую люди съедают слишком много, потому что они едят впопыхах или вовсе пропускают прием пищи. «Питательные вещества, накапливающиеся за счет того, что мы потребляем еды больше, чем требуется нашему организму, становятся причиной ожирения и других заболеваний, - говорит Хон Сон. Если вы усвоите привычку есть понемногу, то проживете долгую и здоровую жизнь ».

7. Еда как лекарство.

Буддизм учит, что употребление правильной пищи является лучшим способом лечения заболеваний без применения лекарств и других способов лечения. «Если у меня проблемы с пищеварением, я ем капусту, а если у меня не в порядке легкие, я ем орехи гингко, заправленные кунжутным маслом», - говорит монах Сон Че. По словам профессора И Ын-чжу из института восточной медицины университета Кён Хи еда играет важную роль на этапе предотвращения заболевания, его лечения и закрепления результатов. «Людям с заболеваниями, связанными с пищевыми привычками, такими как диабет, гипертония и гипотония, буддийская еда может принести огромную пользу».

В каждой религии питание - это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста - это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.

Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление - никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам - вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.

Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.

Итак, пять заповедей в буддизме следующие:

  • отказ от насилия и убийства;
  • отказ от воровства;
  • отказ от лжи;
  • отказ от дурного сексуального поведения;
  • отказ от употребления опьяняющих веществ.

В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.

Что едят буддисты

Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам - это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.

Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание - это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.

Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это - форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.

Питание в буддизме

Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо - это мертвая плоть и результат страданий живых существ.

Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин - два раза в день, а животное - три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.

Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь - отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма - и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.

Питание буддийских монахов

Если в случае с буддистами-мирянами вопрос питания - это личный выбор каждого, то питание монахов регламентируется более серьёзно. Большинство из них всё-таки воздерживается от мяса (однако, не все) и предпочитает питаться простой пищей без вкусовых излишеств. Примечательным является то, что, несмотря на разногласия в вопросе употребления мяса, большинство монастырей придерживается воздержания от лука и чеснока: эти продукты с довольно положительной в нашем обществе репутацией на самом деле очень вредны именно для практикующих - они возбуждают ум и тело, что может негативно сказаться на практике йоги и медитации. Поэтому этих продуктов монахи избегают практически единогласно. То же самое касается и стимуляторов - чая, кофе, газированных напитков с кофеином. Также распространено негативное отношение к такому продукту, как грибы. Тут присутствуют два аспекта - чисто научный и философско-эзотерический. С научной точки зрения грибы, подобно губке, впитывают из земли все шлаки и вредные вещества, в том числе радиацию.

Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.

Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.


Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.

В буддийской кухне есть ряд жестких ограничений. К примеру, запрещено добавлять в пищу зеленый с из-за их способности возбуждать разум. Также существует запрет на употребление мяса убитых живых организмов. Как же можно с такими суровыми ограничениями приготовить столь вкусные и разнообразные блюда, предлагаемые посетителям в храмах буддистов?!

В настоящее время в мире весьма распространена пищевая . Большинство людей питаются нерегулярно, в их рационе избыток мяса. В употребляемых ими продуктах много синтетических добавок. Может быть, стоит присмотреться к буддийской кухне и к ее правилам и постараться их применять к своей жизни. Возможно, это путь к здоровью, дорога к успеху.

Природные специи

Буддийские монахи используют в приготовлении своей пищи свыше 30 наименований различных натуральных специй: морские водоросли, корица, порошки грибов, бобовых и другие натуральные ингредиенты. Не это ли секрет оригинального вкуса их простых блюд?!

Обилие клетчатки в рационе

У монахов буддийских храмов в рационе невероятно большое количество клетчатки, поэтому у них нет проблем со стулом. Готовя свою неприхотливую еду, они используют не только овощи, но и их кожуру с корнями. По словам специалиста по проблемам питания, профессора Син Ми-кён из сеульского университета Вон Кван, ежедневное употребление овощей в сыром и обработанном виде способно предотвратить развитие онкологических и хронических дегенеративных заболеваний.

Минимальное употребление соли

Буддийский монах Хон Сон, объясняя различным исследователям буддийской кухни причину низкого употребления соли, говорил, что этот продукт уничтожает настоящий вкус пищи и приносит только вред человеческому организму. Соль, по его словам, активизирует работу желудка, мешая сосредоточиться на самодисциплине.

Низкая калорийность пищи

Буддистская кухня низкокалорийна. Обычный дневной рацион включает горячую овсянку в утренние часы, полноценный натуральный обед и рисовый ужин. Калорийность такого рациона питания в день где-то 1600 ккал (это где-то около 82% от обычного взрослого). Буддийская кухня великолепно подойдет тем, кто хочет избавиться от лишних килограммов.

Источники протеина – орехи и бобовые

При запрете употреблять мясо буддийские монахи восполняют недостаток протеина с помощью орехов (арахис, фундук, кедровые и т.п.), соевых продуктов, тофу и бобовых. Тем более, что учеными доказана польза этих продуктов в борьбе с различными болезнями. Так, орехи снижают развитие заболеваний сердечнососудистой системы на 30-35%, а бобовые известны противоопухолевым действием.

Привычка есть понемногу

Современные люди слишком часто нарушают режим питания, принимая пищу на бегу или вообще пропуская ее прием. Придерживаясь буддийской кухни, невозможно съесть больше необходимого. Хон Сон уверен, что избыток питательных веществ, получаемых человеческим организмом, ведет к и развитию различных заболеваний. Принимая пищу небольшими порциями, человек будет жить долго и без болезней.

Целебная еда

Согласно учению буддистов, правильно питаясь, человек может излечить множество болезней. Именно здоровое питание – лучший способ исцеления от разных заболеваний, при котором не нужны лекарства и применение других методов лечения. По словам монаха Сон Че, при проблемах с желудочно-кишечным трактом можно есть , а если что-то неладно с легкими, лучшее средство – это гингко с кунжутным маслом.

По утверждению профессора И Ын-чжу из университета Кён Хи, здоровая пища помогает предупредить заболевание, вылечить от него и закрепить результат лечения. Целебная кухня буддистов придет на выручку людям, у которых имеются такие болезни, как , и .

Внимание! Перед использованием народных рецептов, обязательно консультируйтесь с Вашим врачом!

«Простите, что указываю Вам на это, - обращается в письме известный музыкант к Далай-ламе,- но если Вы потребляете мясо, то это значит, что где-то кто-то от этого страдает».

От Далай-ламы последовал ответ, в котором он объяснил Полу, что ест мясо, следуя рекомендациям доктора. Однако ответ Пола Маккартни не удовлетворил. Он заметил: «Я Вас уверяю, доктор ошибается».

Взгляд буддизма на мясоедение

Озабоченность Пола Маккартни трудно свести к обычной придирчивости. Действительно, многие задумывались, как же все-таки буддизм относится к вегетарианству. Вне зависимости от региональных форм буддизма, его последователи свободно употребляют мясо в пищу.

Разумеется, в среде южных буддистов таковых меньше, чем среди буддистов-северян, но это легко объясняется региональными особенностями рациона: быть вегетарианцем в Шри-Ланке совсем не то, что быть таковым в Монголии. Но вопрос заключается в том, как в принципе буддизм относится к вегетарианству и мясоедению.

Ревнители вегетарианства обычно приводят следующее высказывание Будды якобы из Дхаммапады: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».

Однако статус этой цитаты остается туманным, по крайней мере, в Дхаммападе такого выражения нет. Зато в различных текстах буддийского дисциплинарного кодекса прописаны ограничения на употребление определенных видов мяса. Так, монахам нельзя было употреблять в пищу 10 видов мяса: человеческое, слоновье, лошадиное, собачье, змеиное, львиное, тигриное, леопардовое, медвежье и гиеновое. Кроме того, запрещено было притрагиваться к мясу животного, если вы знали, что его убили специально для вас.

Если в отношении мясоедения существовали такие запреты, то логично предположить, что во всех остальных случаях есть мясо не запрещалось. Употреблять или не употреблять мясо в пищу считалось личным выбором каждого. Есть письменные свидетельства, что Будда отклонил предложение Девадатты ввести обязательный отказ от мяса в правила монашеской общины.

Отношение Будды к мясной пище

Описывая семью, в которой родился, Будда говорил, что она была достаточно богатой, чтобы обеспечивать мясную диету всем ее членам, включая слуг. Уже став Буддой, он принимал подношения, в том числе и мясные. Существует устойчивое мнение, что Будда умер из-за отравления несвежей свининой, однако, последние исследования это опровергают.

Сукарамамса, которую предложил в качестве угощения Будде бедный кузнец Чанда, ранее неправильно переводилась как свинина. Однако теперь выясняется, что это название определенного вида грибов.

Вегетарианство в тибетском буддизме

Для таких стран, как Тибет и Монголия, вегетарианство едва ли было возможным. Природные условия диктовали образ жизни, хозяйствования и рацион как мирян, так и монахов. Единственное ограничение, действовавшее в отношении мясоедения в Тибете, это отказ от собственноручного убийства животного. Монахи, проживавшие в Лхасе, как правило, для этой цели обращались к тибетским мусульманам.

Среди монгольских и тибетских буддистов в этой связи была популярна притча о тигре и олене. В этой притче олень при каждой своей встрече с тигром обвинял последнего в грехе убийства: «Ты живешь, постоянно совершая преступления-убийства, а я в силу своего равнодушия к мясу, несомненно, веду добродетельный образ жизни. В следующей жизни тебе неотвратимо грозит перерождение в аду. Я же обречен на то, чтобы найти свое следующее рождение в райских землях».

В результате после смерти олень попал в ад, и причиной тому стала не только его неуемная гордыня, но и то, что поедая траву, олень убивал тысячи мелких насекомых. Тигр же прожил свою жизнь в постоянном раскаянии, отчего карма его очистилась.

Помимо морального оправдания мясоедения, тибетские буддисты часто употребляли мясо для повышения эффективности духовной практики. Считается, что для некоторых тантрийских техник необходима мясная пища. В биографии тибетского йогина Миларепы можно найти фрагмент, когда для прогресса в практике ему пришлось съесть небольшой кусочек мяса.

Далай-лама и вегетарианство.

Отношение Далай-ламы XIVк мясоедению

Первым из всех Далай-лам, Далай-лама XIV запретил мясные угощения в своей резиденции. Он ввел вегетарианскую диету для монахов в тибетских монастырях в Индии. Далай-лама известен своими инициативами в сфере гуманного обращения с животными. Например, он призывал потребителей куриных яиц отказаться от яиц кур, выращенных в обездвиженном состоянии.

В 2004 году он также призывал всемирную сеть Kentucky Fried Chicken отменить планы по открытию ресторанов в Тибете, поскольку традиционно тибетцы воздерживались от употребления в пищу мелких животных (кур и рыб), чтобы не увеличивать количество убийств. Далай-лама фактически заставил тибетцев отказаться от использования шкур тигров и леопардов в традиционной одежде.

Его Святейшество часто призывает тибетцев если не отказаться от мяса вовсе, то, по крайней мере, сократить его потребление до минимума: «Попробуйте, быть может, вам даже понравится быть вегетарианцем». Некоторое время Далай-лама сам предпочитал строгую вегетарианскую диету, однако после перенесенного гепатита врачи настоятельно рекомендовали ему употреблять немного мяса на регулярной основе.

Просмотров